Как внедрить СУОТ в компании: рекомендации эксперта

Этап 1. Анализ состояния охраны труда и изучение НПА

Для того, чтобы разработать и внедрить систему управления охраной труда на предприятии, прежде всего необходимо установить отправную точку — в каком состоянии находится охрана труда в конкретно этот момент времени.

Учтите, что все недостатки, все нерешенные вопросы по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, проведению медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, отсутствию конструктивной и эффективной связи между подразделениями по вопросам охраны труда должны быть исследованы, и намечены мероприятия по приведению их соответствие с законодательством.

При этом соответствие реальной картины нормативным правовым требованиям должно быть сделано подробно, объективно, без приукрашивания. Если сегодняшний день исследован, то можно планировать и улучшения на завтра, на следующий год, через один год. Так вырабатывается Политика, стратегия работодателя — шаг за шагом улучшать трудовую жизнь работников, их условия труда, их безопасность.

Важно! Предварительный анализ состояния охраны труда на предприятии — это срез как достоинств, так и недостатков в системе управления охраной труда. Причем степень глубины анализа определяется больше поиском недостатков системы, и если таких недостатков специалист по охране труда не видит, имеет смысл привлечь аутсорсинг — внешних экспертов, у которых более свежий взгляд и компетентность позволит определить имеющиеся критические точки.

Обязательным является не только сравнительный анализ положения дел по охране труда с изменяющимся законодательством, но и принятие решения по его применению. Если наблюдаются несоответствия, анализ состояния охраны труда и изучение НПА позволит устранить их, актуализируя своевременно локальные нормативные акты. Именно поэтому сам текст Положения о СУОТ не должен содержать отсылок на реквизиты НПА, но должен содержать в себе принципы организации процедур по охране труда. Иначе нам придется переделывать Положение о СУОТ каждые полгода — в марте и в сентябре.

Этап 2. Определение круга лиц, ответственных за функционирование СУОТ

На предприятии необходимо издать приказ, в котором нужно будет назначить лиц, ответственных за соблюдение требований охраны труда. При этом назначение подразумевает собой как права, так и обязанности.

Лицам, ответственным за соблюдение требований охраны труда нужно предоставить полномочия  для осуществления взаимодействия с должностными лицами и работодателем,  с учетом трудовой функции, должностных инструкций. Нет смысла назначать ответственным за обеспечение СИЗ работника, который не наделен административно-техническим ресурсом для этого.

Пример из практики: в организации был назначен ответственным за обеспечение СИЗ механик гаража. При этом он не имел полномочий обратиться в отдел снабжения, так как по субординации он не мог ставить задачи другим подразделениям. Поэтому было принято решение назначить ответственным за обеспечение СИЗ начальника отдела снабжения.

Необходимо доводить до сведения работников на всех уровнях управления организацией информацию о том, кто в организации является ответственными за соблюдение требований охраны труда.

Именно взаимодействие с работниками, их представительными органами в самой разработке и внедрении СУОТ, в процессах планирования,  внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда , в определения механизмов, времени и ресурсов для устранения несоответствий позволяет специалисту по ОТ или лицу, замещающему его обязанности получить доступ  к четкой, понятной и актуальной информации, необходимой для эффективной СУОТ.

Пример из практики: в цехе работают опытные мастера-инструментальщики, и специалист по охране труда при обходе рабочих мест спросил их мнение по обеспечению средствами индивидуальной и коллективной защиты. Так, работники предложили выдавать им не полуботинки, а ботинки, чтобы брызги СОЖ (смазочно-охлаждающая жидкость) не попадали на кожу ног. Также они поделились, что применение полукомбинезона предпочтительнее, чем брюк, так как при наклонах корпуса при подаче деталей на станок не оголяется спина. Кроме того, работники предложили конструктивные советы, как совместить защиту от брызг СОЖ в виде решетки перед станком и закреплением на этой решетке ящика для чистой и отработанной ветоши. Советы, данные работниками, оказались нетривиальными, несущими смысловую нагрузку, так как они учитывали прошлый опыт и действительно обеспечивали дополнительную защиту работников.

СУОТ — это не только функционал специалиста по охране труда. Управление охраной труда невозможно без непосредственного  участия работников. Хорошо зарекомендовали себя комиссии по охране труда и избранные уполномоченные (доверенные) лица по охране труда из числа самих работников. Кроме того, что их назначают из числа работников, избранным трудовыми коллективами, с ними проводится обучение по охране труда в УЦ по общим вопросам функционирования СУОТ. После этого эффективно привлекать таких подготовленных сотрудников к разработке, планированию, обеспечению функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.

Этап 3. Планирование политики и мероприятий по организации и функционированию СУОТ

Планирование необходимо, чтобы определить необходимый перечень мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ.

Полученный объективный анализ текущего состояния ОТ на предприятии позволяет не только оценить масштаб бедствия, но и составить план по устранению выявленных недостатков, ранжируя последнии по степени их приоритета: от исключения и минимизации наихудшего к менее опасному, и планировать будущее, с поправкой на изменения в законодательстве. Это и есть непрерывное совершенствование системы управления охраной труда.

Планомерное устранение несоответствий СУОТ должно найти свое отражение в Политике предприятия по охране труда. В политике работодатель заявляет о том, что он изучил, где находится в настоящее время, и что должен сделать на среднесрочную перспективу для выхода из тупика (в худшем случае) или для совершенствования того, что сделано по ОТ за последние годы.

Обратите внимание! План мероприятий по охране труда формируется в соответствии с двумя приказами:

Последний приказ применяют, если работодатель получает деньги из СФР для финансового обеспечения своих затрат на улучшение условий труда.

В плане должны быть предоставлены следующие данные:

  • наименование мероприятий по ОТ;
  • ожидаемый результат по каждому мероприятию (в количественном измерении);
  • сроки исполнения по каждому мероприятию по кварталам, месяцам;;
  • ответственные лица за реализацию мероприятий;
  • выделяемые средства (в тыс.руб.) и источники финансирования улучшающих  мероприятий, например, за счет СФР или иных (за счет прибыли, например)..

Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:

  • изменения в законодательстве по охране труда;
  • изменения в условиях труда работниках, подтвержденных спецоценкой, оценкой профрисков ;
  • иных обстоятельств, имеющих влияние на безопасность труда — новую технологию, переезд, и т.д.

Пример из практики: я устроилась на работу, никто мне не передавал документы по перечню, я провела обход рабочих мест, нашла оставшиеся документы в архиве, и сделала мониторинг текущего состояния дел по охране труда. Все выявленные недостатки, несоответствия НПА я включила в план своей работы на ближайшее полугодие и стала их целенаправленно, планомерно выполнять. Это был своего рода чек-лист для меня. Сделав все необходимое, я не расслаблялась: уже близились сроки очередной спецоценки условий труда, а затем начали происходить изменения в законодательстве.

Этап 4. Разработка и применение СУОТ

Основная цель СУОТ — деятельность по предупреждению и профилактике травматизма. Если риск нельзя исключить, работодатель в Положении о СУОТ указывает проводимые им процедуры проведения профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения. Как именно разрабатывать и внедрять СУОТ, указано в приказе Минтруда от 29.10.2021 № 776н.

Шаг 1. Начать разработку положения о системе управлений охраной труда, как мы отмечали выше, необходимо с процедуры анализа статуса-кво — состояния дел по охране труда на день анализа.

Шаг 2. Затем в положении о СУОТ необходимо прописать лиц, ответственных за выполнение плана мероприятий по ОТ, и установить цели предприятия в Политике в области охраны труда.

Шаг 3. В Положении о СУОТ необходимо прописать, как будут проводиться в организации основные процессы. Начните с базовых — оценки профрисков и СОУТ. По их результатам, поскольку они являются базовыми, формируют и корректируют другие процедуры: выдачу СИЗ, медосмотры, инструктажи, обучение, и т.д.

В положении о СУОТ необходимо также раскрыть процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе — как именно у вас проводятся медосмотры и психиатрические освидетельствования. Процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды включают в себя контроль за безопасностью эксплуатации зданий и сооружений, технологического оборудования  и инструментов, применяемого в работе сырья  и готовой продукции. Также в Положении о СУОТ должно быть отражено, как в организации проводятся сопутствующие процессы и процессы реагирования на несчастные случаи, микротравмы, профзаболевания и аварийные ситуации. Обязательно укажите, как происходит у вас в организации информирование работников, в том числе подрядных организаций о существующих рисках.

Этап 5. Контроль функционирования СУОТ

В положении о СУОТ определите основные виды функционирования системы управления охраной труда.

В этот контроль входит, прежде всего, контроль состояния рабочих мест и рабочих процессов. Особое внимание стоит уделить контролю проведения работ повышенной опасности, перечень которых должен быть утвержден работодателем. Работники, которые участвуют в этих работах, и их организаторы, подлежат дополнительной подготовке по охране труда.

Работодатель в Положении о СУОТ должен указать, как в его организации проводится регулярный контроль эффективности функционирования СУОТ, в каком случае и где применяются автоматизированные и иные системы контроля рабочих процессов, таких, как видео- и аудиофиксация. Работники должны знать, что их действия фиксируются видео и звукозаписывающей техникой, это не должно быть для них неприятным сюрпризом.

При проведении контрольных мероприятий необходимо определить:

  • достигло ли предприятие поставленных им целей в области охраны труда, указанных в Политике организации;
  • может ли действующая СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда;
  • эффективны или бесполезны ли действия, намеченные работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
  • требуется ли перераспределение направлений деятельности должностных лиц, ответственных за обеспечение охраны труда и материально-технических и иных ресурсов работодателя;
  • увеличение и усложнение стоящих перед работодателем задач по снижению риска.

Работодатель самостоятельно определяет виды и формы контроля, в том числе трехступенчатого. Если раньше необходимость в нем была указана в правилах по охране труда в строительстве, то теперь такой обязанности нет. В этом случае работодатель может сохранить у себя этот вид контроля, или создать свой индивидуальный вид контроля, взяв за пример, кстати, производственный контроль на опасных производственных объектах.

Этап 6. Анализ функционирования СУОТ в компании

Для того, чтобы система работала, условия труда улучшались, а риски снижались, нужно постоянно проводить анализ текущего состояния дела. Отправной точкой является проведенный ранее предварительный анализ, который позволит оценить динамику: организация толчется на месте, имитируя бурную деятельность, или сделало шаги в сторону улучшения своего положения по ОТ.

Важно! В положении о СУОТ должны быть указаны инструменты, которые используются предприятием для обеспечения эффективного, целесообразного функционирования СУОТ.

Инструменты, оценочные средства должны быть простыми, доступными, логичными. С их помощь работодателю удастся реализовать системный процессный подход к обеспечению исправной работы системы управления охраной труда.

Пример из практики: предварительный анализ состояния охраны труда, проведенный мной в 2021 году показал, что не отлажен механизм взаимодействия подразделений: работники плохо знают, куда, с какой периодичностью нужно сдавать СИЗ в стирку, кто именно выдает направления на медосмотры, кадровики или я. Поэтому в положении о СУОТ я прямо и просто указала все связи между структурами организации, и ознакомила с ними работников во время вводного инструктажа и обучения по охране труда.

Там, где процессы управления просты и прозрачны, нет места домыслам, злоупотреблениям и отлыниванию.  Уже поэтому в 2022 году стало возможным обеспечивать утепленными СИЗ в большем количестве, были пересмотрены нормы выдачи. В 2023 году была проведена оценка рисков так, чтобы до 31 декабря 2024 года СИЗ получили все те, кому это нужно, а тем работникам, риски которых снижены до максимальных и приняты конструктивные решения по обеспечению коллективной безопасности, СИЗ выдаваться не будут, так как профессии не указаны в приложении №1 к ЕТН.

 

Недавние Посты

Антитеррористическая защищенность объекта в 2024 году: рекомендация

Наказание за нарушение порядка АТЗ с июля 2024 года Антитеррористическая защищенность объекта (территории) (АТЗ) —…

16.05.2024

Как составить локальные нормы выдачи средств защиты по ЕТН

Как ЕТН изменили подход к локальным нормам выдачи СИЗ В настоящий момент происходит переход от…

25.04.2024

Новый порядок оказания первой помощи: обзор проекта

Кто и для чего меняет порядок оказания первой помощи Инициатором изменений статьи 31 Федерального закона…

16.04.2024

Наряд-допуск на производство работ: порядок оформления и сроки выдачи

На какие работы выдают наряд-допуск В определенных ситуациях работодатель вынужден проводить работы повышенной опасности (далее…

09.04.2024

Как заполнить и подать декларацию о плате за НВОС

Кто подает декларацию о плате за НВОС Подает декларацию о плате за негативное воздействие на…

02.04.2024

Как используют результаты оценки профессиональных рисков: подсказки экспертов

Для чего применяют результаты оценки профрисков Оценка профессиональных рисков (ОПР) входит в число обязательных мероприятий…

26.03.2024