Приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей» действует с 1 марта 2022 года в развитие изменений в Х разделе ТК РФ. В статье мы рассказали, как компания классифицировать опасности и управлять профрисками в 2022 году.
Содержание:
Многие специалисты по охране труда считают, что понятия «риск» и «опасность» идентичны между собой, но это не так. Отличия в этих терминах заключаются в следующем:
Риск – это количественный показатель.
Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Опасность – потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. Такой термин содержится в 209 статье ТК РФ.
Чем выше вероятность того, что опасность реализуется, и больше тяжесть полученного вреда здоровью, тем выше будет и уровень риска на этом рабочем месте.
Таблица № 1 Приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 36. Состав нормативных правовых актов и иных документов для проведения анализа
№ п/п | Источник информации Нормативные правовые акты | Что смотреть в рамках анализа | Содержание итоговой информации |
---|---|---|---|
1. Нормативные правовые акты | |||
1.1. | Профессиональные стандарты | Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), Характеристика обобщенных трудовых | Инвентаризация объектов исследования: выполняемых работ; Инвентаризация требований к подготовке персонала |
1.2. | Стандарты безопасности труда, в том числе разработанные и применяемые работодателем | Требования к безопасному выполнению работ | Инвентаризация объектов исследования: выполняемых работ, мест выполнения работ, нештатных и аварийных ситуаций; Инвентаризация требований к безопасному выполнению работ |
1.3. | Межотраслевые / отраслевые правила по охране труда | Требования к зданиям, территории, площадкам, организации рабочих мест, производственным процессам | Инвентаризация объектов исследования: выполняемых работ, мест выполнения работ, нештатных и аварийных ситуаций; Инвентаризация объектов возникновения опасностей и опасных событий; Инвентаризация требований к безопасному выполнению работ |
2. Локальные нормативные документы | |||
2.1. | Должностные инструкции работников (персонала) | Характеристика работ | Инвентаризация объектов исследования: выполняемых работ, мест выполнения работ, нештатных и аварийных ситуаций; Инвентаризация требований к безопасному выполнению работ; Инвентаризация объектов возникновения опасностей |
2.2. | Инструкции по охране труда | Требования к зданиям, территории, площадкам, организации рабочих мест, производственным процессам | Инвентаризация объектов исследования: выполняемых работ, нештатных и аварийных ситуаций; Инвентаризация объектов возникновения опасностей и опасных событий; Инвентаризация требований к безопасному выполнению работ |
3. Техническая документация | |||
3.1. | Нормативные технические документы (стандарты и регламенты выполнения работ, технологические карты) | Нормативные технические документы (стандарты и регламенты выполнения работ, технологические карты) | Инвентаризация объектов исследования: выполняемых работ, мест выполнения работ, нештатных и аварийных ситуаций; Инвентаризация объектов возникновения опасностей и опасных событий; Инвентаризация требований к безопасному выполнению работ |
3.2. | Инструкции по эксплуатации оборудования, приспособлений и инструментов | Раздел «Требования безопасности» | Инвентаризация требований к безопасному выполнению работ и обслуживанию оборудования, приспособлений и инструментов, зданий и сооружений |
4. Результаты контроля состояния охраны и условий труда | |||
4.1. | Результаты производственного контроля за условиями труда и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий | Протоколы инструментальных измерений факторов производственной среды | Инвентаризация объектов исследования: мест пребывания работников; Инвентаризация факторов, обуславливающих возможность возникновения опасностей и опасных событий |
4.2. | Результаты проведения специальной оценки условий труда | Карта специальной оценки условий труда, Протоколы инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса | Инвентаризация объектов исследования: мест пребывания работников; Инвентаризация объектов возникновения опасностей и опасных событий; Инвентаризация факторов, обуславливающих возможность возникновения опасностей и опасных событий |
4.3. | Перечень и описание несчастных случаев и профессиональных заболеваний, акты расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний | Причины и обстоятельства несчастных случаев | Инвентаризация объектов возникновения опасностей и факторов, обуславливающих возможность возникновения опасностей и опасных событий; Инвентаризация объектов исследования: нештатных и аварийных ситуаций; Идентификация опасных событий, которые реализовывались у работодателя |
Оценке рисков подлежат все рабочие места, без исключения. В Приказе Минтруда России от 31.01.2022 № 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей» содержатся советы специалистам по охране труда оценивать опасности на основе информации из используемых работодателем результатов СОУТ.
Для этого необходимо провести анализ сведений из карт СОУТ и протоколов замеров. Сведения, содержащиеся в строке 022 карты СОУТ конкретного рабочего места, сопоставляются с объектами возникновения опасностей (приложение № 3 к Рекомендациям), а сведения, содержащиеся в строках 030 и 040 карты СОУТ и в протоколах.
Работодатель должен последовательно сопоставить с примерной классификацией опасностей по видам деятельности (приложение № 1 к Рекомендациям) и примерной классификацией опасностей в зависимости от причин возникновения опасностей (приложение № 2 к Рекомендациям).
Опасность считается предварительно идентифицированной в случае совпадения сведений из результатов проведения специальной оценки условий труда с данными по объектам возникновения опасностей и (или) по факторам, обуславливающим возможность возникновения опасностей и опасных событий, а также с аналогичными данными перечисленных примерных классификаций.
Выявленные опасности рекомендуется классифицировать следующими способами:
С помощью такой классификации каждая опасность, присущая производственному процессу не будет упущена из вида. Работодатель должен сверить наличие опасностей с фактическим состоянием рабочего места, но что важнее, экстраполировать аварийную ситуацию – как работник справится с опасностью в условиях дефицита времени, места, настоящей, а не потенциальной угрозы жизни и здоровью.
Приложение № 5 к рекомендациям содержат пример анкеты опроса работников и осмотра рабочего места как инструмента для выявления опасности. При опросе работников необходимо учитывать, что данные такого опроса не являются стопроцентно объективными, и опираться только на них при оценке рисков неразумно.
Анкета подразумевает подпись работника. Это сразу же исключает необходимый уровень достоверности в ситуации, если численность штата в цехе, например, высокая, а начальник цеха или директор завода не предпочитают демократические стили управления.
Нельзя одновременно быть требовательными, категоричными, и ожидать от работников искренности и желания высказать свою позицию под своей подписью. Такие методы гарантированно сработают в небольших коллективах, в которых распространена «семейная» модель бизнеса, когда работники не боятся высказать свое несогласие, критиковать руководство, зная, что за этим не последуют репрессии.
Учтите, что работники в своем большинстве не любят отвечать на вопросы анкет, отвечают односложно, наблюдалось, что они поручали заполнять анкеты одному из работников (самому трудолюбивому, или самому молодому) или просто списывали у своих коллег. Это касается, прежде всего, работников рабочих профессий, не приученных к постоянной сдаче каких-либо тестов и экзаменов.
Но поскольку риски все-таки чаще реализуются именно на таких рабочих местах (водители, сварщики, станочники, грузчики), работникам необходимо проявить сознательность, для чего специалисту по охране труда и руководителям подразделений нужно подготовить работников, объяснить цели оценки рисков и возможности улучшения условий труда.
Вместе с результатами спецоценки, работодатель при распознавании опасностей может пользоваться и данными производственного контроля на рабочих местах, а также имеющимися аналитическими отчетами по травматизму на предприятии или в отрасли в целом.
Важнейшим инструментом для выявления опасностей на рабочих местах должны стать учет и анализ микротравм. В принципе, это главный лейтмотив всех изменений в Х разделе ТК РФ. Микротравмы находятся на стадии предпосылок к возможным авариям и катастрофам.
Каждая микротравма – это инцидент, это незавершившийся по счастливой случайности несчастный случай на производстве. Изучить, что же это была за счастливая случайность, и сработает ли она в следующий раз – задача специалиста по охране труда и комиссии по охране труда при анализе микротравматизма.
Управление профессиональными рисками – отдельный раздел в Положении о СУОТ. Процедура должна быть документально зафиксирована. Для этого необходимо утвердить:
Важно! Какой метод выбран и почему, необходимо обосновать. Возможно, что работодателя не устроили рекомендации Минтруда (Приказ Минтруда России № 926 от 28 декабря 2021 г.) по выбору конкретного метода, и он разработал свой. В этом случае необходимо на этапе управления рисками выяснить, добился ли в этом случае работодатель цели по идентификации и оценке рисков в должном объеме.
План мероприятий по управлению рисками (исключению, снижению или контролю уровней рисков) – главная цель оценки рисков, а все предшествующее этому – лишь инструментарий. Как выполняется этот план, эффективны ли мероприятия, необходимо постоянно контролировать.
Это задача не только специалиста по охране труда, но и представительного органа работников. Для этого нужно в помощь специалисту создавать комиссию по охране труда. Приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда» установлены основные задачи, функции и права комитета.
Комитет создается по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны). Он является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда.