Присоединяйтесь к обсуждению всех материалов в нашем Телеграм-канале
Подписаться
Минздрав установил новые требования к аптечкам для оказания работникам первой помощи, которые будут актуальны до 1 сентября 2030 года. Рассказали, что должно в них входить с учетом отрасли компании, как рассчитать количество аптечек, кого назначить за них ответственным, а также какими знаками нужно обозначать пункты размещения аптечек.
Марина Шобохонова
СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ АУДИТА И КОНСАЛТИНГА ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Что входит в аптечки первой помощи с учетом отраслей
С 1 сентября 2024 года вступил в силу приказ Минздрава от 24.05.2024 № 262н «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий». Он пришел на смену приказу Минздрава от 15.12.2020 № 1331н.
Если говорить о приказе №262н, которым руководствуется с 1 сентября 2024 года большая часть компаний, то больших изменений в комплектации аптечки не произошло. В нее добавили еще одно устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот», сократили количество одноразовых нестерильных медицинских масок, разрешили использовать вместо марлевого бинта — эластичный. А еще добавили в комплектацию блокнот формата не менее A7 и маркер или карандаш.
Важно! Минздрав утвердил инструкцию по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам. В ней чиновники прописали алгоритм действий участников или очевидцев на месте происшествия. В первом ее части объясняется, как использовать средства, входящие в комплектацию аптечки. Во втором — общая последовательность действий работников на месте происшествия с иллюстрациями. Эту инструкцию необходимо распечатать и вложить в каждую аптечку первой помощи.
Разобраться с изменениями в комплектации аптечек первой помощи поможет наша таблица. В ней мы провели сравнительный анализ нового приказа Минздрава №262н и действовавшего ранее.
Приказ Минздрава № 1331н
Кол-во изделий
Приказ Минздрава № 262н (с 1 сентября 2024 года)
Кол-во изделий
Маска медицинская нестерильная одноразовая
10 шт.
Маска медицинская нестерильная одноразовая
2 шт.
Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее M
2 пары
Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее M
2 пары
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот»
1 шт.
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот»
2 шт.
Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения
1 шт.
Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения
1 шт.
Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м x 10 см
4 шт.
Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м x 10 см или бинт фиксирующий эластичный нестерильный размером не менее 2 м на 10 см
4 шт.
Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м x 14 см
4 шт.
Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м x 14 см или бинт фиксирующий эластичный нестерильный размером не менее 2 м на 14 см
4 шт.
Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 x 14 см № 10
2 уп.
Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 x 14 см № 10
2 уп.
Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 x 500 см
1 шт.
Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 x 500 см
1 шт.
Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 x 7,2 см
10 шт.
Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 x 7,2 см
10 шт.
Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 x 10 см
2 шт.
Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 x 10 см
2 шт.
Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 x 210 см
2 шт.
Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 x 210 см
2 шт.
Ножницы для разрезания повязок
1 шт.
Ножницы для разрезания перевязочного материала и ткани
1 шт.
В состав аптечки с 1 сентября также необходимо включить следующие прочие средства:
№ п/п
Наименование
Требуемое количество, (не менее)
1.
Инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий (обновить)
1 шт.
2.
Блокнот формата не менее A7
1 шт.
3.
Маркер черный (синий) или карандаш
1 шт.
4.
Футляр или сумка
1 шт.
Особенности комплектации аптечек первой помощи по отраслям
Кроме приказ Минздрава от 24.05.2024 № 262н, есть еще 16 приказов Минздрава и МЧС, которые регулируют комплектацию аптечек в зависимости от сферы деятельности работников (часть из них на стадии проектов). Например, в приказе Минздрава от 20.05.2024 № 246н требования к аптечкам, которыми пользуются бригады, выполняющие аварийно-спасательные работы, а в приказе Минздрава от 26.04.2024 № 207н — к аптечкам сотрудников полиции.
Эксперты ITECO подготовили таблицу по основным отраслям, в которой наглядно видно, какие особенные виды медизделий требуются и в каком количестве.
Комплектация аптечек в таких нормах должна соответствовать уровням рисков. Например, даже нормы для полицейских разные — одни для полиции, а другие — для ГИБДД/ГАИ. Оно и понятно, ведь автоинспекторы участвуют в спасательных операциях на замерзших трассах, поэтому больше и покрывал, и жгутов. Лидером по оснащенности аптечек являются инструкторы туристических походов и аварийно-спасательные формирования.
Срок действия аптечек первой помощи
Срок действия аптечки указан на футляре (сумке). Но учтите, что можно столкнуться с такой ситуацией, когда жгут еще можно использовать, а срок аптечки уже истек. Поэтому рекомендуем ориентироваться на срок действия, указанный в документах на аптечку, в ее паспорте. В противном случае проверяющий может предъявить законные, в принципе, претензии, ведь у каждого средства свой срок.
Важно! Аптечки для оказания первой помощи работникам, произведенные (укомплектованные) до дня вступления в силу приказ Минздрава от 24.05.2024 № 262н, вы можете использовать до истечения срока годности содержащихся в них медицинских изделий, но не позднее 1 сентября 2027 года.
Кто отвечает за комплектацию аптечек
С 1 марта 2025 года вступает в силу приказ Минздрава от 09.08.2024 года № 398н «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий». В нем указано, что работодатель обязан обеспечить контроль за комплектацией аптечек, пополнением аптечек, сроком службы (сроком годности) медицинских изделий, которыми укомплектованы аптечки. Периодичность осуществления контроля также устанавливает работодатель.
Следовательно, в вашем положении о СУОТ, а именно в разделе «Санитарно-бытовое обслуживание работников» должно быть четко прописано, как часто проверять аптечки силами самого подразделения, как их будет проверять ответственный за содержание аптечек в целом по организации. Ответственного за это назначьте приказом.
В обязанности такого ответственного входит:
проверка комплектации аптечки
проверка сроков хранения медизделий
актуальности инструкции в комплекте аптечки
проверка целостности упаковок изделий и т.д.
Почему это важно. Аптечки использует при оказании работниками первой помощи пострадавшим. Следовательно, если произошел расход аптечек, а справка о микротравме или акт о НС не был составлен, это значит, что кто-то из сотрудников использовал аптечку не по назначению. А это недопустимо.
Обратите внимание! Если стерильные изделия были вскрыты, то хранить и использовать их уже нельзя, так как были нарушены правила стерильности. Это касается салфеток стерильных, перевязочных пакетов, лейкопластырей бактерицидных. Конечно, нельзя повторно использовать маску медицинскую – она одноразовая.
Ответственный за комплектацию в подразделении должен составить заявку на пополнение аптечек и передать ее ответственному за комплектацию по организации, который проверяет исполнение обязанностей по содержанию аптечек в целом.
Не допускается использование, в том числе повторное, медицинских изделий, которыми укомплектованы аптечки, загрязненных кровью и (или) другими биологическими жидкостями. Поэтому если на упаковку даже нестерильного бинта попала кровь или слюна, придется выкинуть такую упаковку.
Также нельзя дополнять аптечки лекарствами «от головы», «от живота», «от нервов», «от зубов». Эти медицинские средства являются лекарствами, да и БАДам в аптечке не место тоже. Такие лекарства работники должны иметь при себе, если у них есть хронические заболевания, но в аптечку их быть не должно.
Пример из практики
Летом одна из работниц взяла из аптечки лейкопластырь, так как натерла ногу новыми туфлями. Позже она решила и вернуть пластырь, но вместо лейкопластыря бактерицидного 1,9*7,2 положила другой, на котором были нарисованы дракончики. Хорошо, что это заметил ответственный за аптечки, а не проверяющий, ведь медизделия подлежат регистрации, и это указано в сопроводительной документации на аптечку.
Где размещать аптечки первой помощи
Согласно приказу Минздрава от 09.08.2024 года № 398н, который вступит в силу с 1 марта 2025 года, места для размещения и хранения аптечек должны предусматривать беспрепятственный доступ к аптечкам, обеспечивать их сохранность в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей медицинских изделий.
Обратите внимание! Места для размещения и хранения аптечек нужно указывать на информационных стендах, в уголках по охране труда или в местах проведения инструктажей по охране труда.
Не забудьте в каждую аптечку вложить актуальную инструкцию по ее применению. Скачать ее можете выше. Рекомендуем распечатать ее на цветном принтере, сделать двусторонней и заламинировать. Разместите ее в самой аптечке (если это шкафчик), или наклейте на санитарный пост. Еще вариант — сделайте стенд возле аптечки. Не мельчите текст. Аптечка нужна, чтоб ей пользовались в экстренной ситуации, поэтому используйте в инструкции крупный шрифт.
Как рассчитать количество аптечек
В том же приказе Минздрава от 09.08.2024 года № 398н чиновники указали, что количество мест для размещения и хранения аптечек, а также количество самих аптечек определяет работодатель исходя из следующих показателей:
среднесписочной численности организации,
специфики деятельности организации,
результатов оценки профрисков,
с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
Кстати, когда этот приказ был еще на стадии проекта, в нем было указано, что «В организации должно быть не менее одной аптечки на 100 работников организации (без учета работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе)». Одна аптечка на 100 человек — это формальность, разумеется. Но и класть аптечку на каждое рабочее место — это перебор.
Эксперты ITECO рекомендуют. Нужно проанализировать данные из журнала учета микротравм (разумеется, если он ведется), или воспользоваться старыми добрыми советскими традициями: одна аптечка на этаж для офисников, одна аптечка на цех. Мы говорим об аптечках первой помощи на производстве, а уж водителям раздайте каждому лично, и проинструктируйте, когда и что нужно использовать.
Какими знаками обозначать аптечки
Места для размещения и хранения аптечек должны быть обозначены соответствующими сигнальными цветами зеленого цвета, и знаками « ЕС01». Места для размещения и хранения аптечек могут быть указаны на плане эвакуации людей при пожаре.
Не сердитесь, если знак называется в ГОСТе «Аптечка первой медицинской помощи». У нас и Минтруд в таком замечен, что уж требовать с ГОСта, которому десять лет.
Что касается самого знака, то согласно п. 6.2.1 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки безопасности должны быть расположены таким образом, чтобы они были хорошо видны, не отвлекали внимания и не создавали неудобств при выполнении людьми своей профессиональной или иной деятельности, не загораживали проход, проезд, не препятствовали перемещению грузов (рис.1, 2).
Располагать знаки безопасности в административно-бытовых помещениях следует по одной осевой горизонтальной линии на расстоянии 1600 мм от пола до верхней кромки знака (рис.3).
Задайте вопрос эксперту
What’s your Reaction?
6
0
0
0
0
0
0
Получить материалы
Отправим на почту:
Таблица комплектации аптечек с 1 сентября по отраслям