Меню

Основные изменения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в 2022 г.

Кугутин Алексей Владимирович
Директор УЦ «АйТэКо», эксперт по вопросам применения нормативных требований охраны труда и промышленной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификаций и подготовки персонала

В законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования в 2022г. внесены существенные изменения, которые коснулись и области охраны атмосферного воздуха, и сферы  обращения с отходами, и области использования водных ресурсов,  и сферы оформления разрешительных документов.

 

Изменения формы заявки на получение и формы  комплексного экологического разрешения (КЭР)

01 марта 2022г. вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 октября 2021 года N 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения», согласно которому для объектов негативного воздействия на окружающую среду I категории актуализированы заявка и форма комплексного экологического разрешения.

 


ВАЖНО!

ст.31.1.Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет условия частичного или полного пересмотра комплексного экологического разрешения – в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления.


 

Изменения Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

01 марта 2022г. вступил в силу Приказ  Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 ноября 2021 N 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Документ  определяет  новые требования к порядку инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, основное новшество  —  необходимость учитывать передвижные источники.  На переоформление действующей инвентаризации по новому Порядку отводится  срок до  01.03.2023 г.

 


ВАЖНО!

Выбросы передвижных источников  загрязнения атмосферного воздуха можно не учитывать, если на объекте негативного воздействия ОНВОС  не осуществляется промышленное производство и эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.


 

Документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке а случаях, предусмотренных Порядком, а именно:

— изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;

— изменение объемов производства;

— замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;

— реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

-выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;

— изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

 

Изменения в области обращения с отходами I и II классов опасности

С 01 марта 2022 г. в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2  Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности и не осуществляющие самостоятельное обращение с отходами, обязаны передавать данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности  определен федеральный оператор  ФГУП «ФЭО».

Взаимодействие участников в области обращения с отходами I и II классов опасности осуществляться на единой цифровой платформе — федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов  опасности (ФГИС ОПВК). Предприятию нужно пройти регистрацию  во ФГИС ОПВК  с помощью  учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). После регистрации будет создан личный кабинет, в котором можно будет  подать заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в электронной форме.

 


ВАЖНО!

Независимо от массы образующихся отходов, необходимо заключать договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов с федеральным оператором.


 

Сроки предоставления сведений в Кадастр отходов Московской области в 2022 году

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области № 311-РМ от 24.03.2022г. определен срок предоставления сведений в  Кадастр отходов производства и потребления Московской области в 2022году до 01 октября 2022г.

Изменения при предоставлении водного объекта в пользование

21.01.2022г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19 января 2022 г. N 18 «О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование». Типовая форма решения утверждена Приказом  Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.01.2022 N 51, который вступил в силу 27.02.2022г.

 

Выше перечислены  лишь основные изменения в правовом регулировании деятельности в области охраны окружающей среды в 2022г. Однако и предыдущий, 2021 год, ознаменовался многочисленными новшествами  в нормативно-правовых актах.

Для удобства природопользователей представляем  таблицу с обзором основных документов, необходимых службе охраны окружающей среды предприятия

№ п/пНаименование документаСсылка на НПАШтрафы за отсутствие
1Свидетельство о постановке предприятия на учет как объекта НВОССт.69.2 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов…»;
Постановление Правительства РФ от 07.10.2021 № 1703 «О внесении изменений в критерии отнесения объектов… I, II, III и IV категорий»
Ст.8.46 КоАП
- на должностных лиц от 5 000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц от 30 000 до 100 000 рублей.
2Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ, ранее ПДВ), согласованный в государственном органе (Роспотребнадзоре)
Прим.: для всех объектов, имеющих стационарные источники выбросов
Ст.16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.1999 г.;
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7 - ФЗ от 10.01.2002 г.;
ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов …»
Ст. 8.21 КоАП РФ – наложение административного штрафа на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
на ИП – 30 000 до 50 000 руб.
или АПД до 90 суток;
на юридических лиц – от 180 000 до 250 000 руб. или АПД до 90 суток
3Отчет о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Прим.: для всех объектов, имеющих стационарные источники выбросов
ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871
Ст. 8.21 КоАП РФ – наложение административного штрафа на должностных лиц – от 40 000 до 50000 руб.;
на ИП – 30 000 до 50 000 руб.
или АПД до 90 суток;
на юридических лиц – от 180 000 до 250 000 руб. или АПД до 90 суток
4Решение о предоставлении водного объекта в пользование«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 №74-ФЗ
постановление Правительства РФ от 19.01.2022 № 18.
Статья 8.13 КоАП РФ
- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
на юридических лиц – 30 000 до 40 000 руб.
5Программа наблюдений за водным объектомВК РФ Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 № 74-ФЗСт. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ. Размер штрафа: от 80 000 до 120 000 рублей или АПД предприятия на срок до 3 месяцев
6Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК)Федеральный закон «Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ
Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля…»
Статья 8.1 КоАП
- на юридических лиц от 20 000 до 100 000 руб.
Статья 8.5 КоАП
- на юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей.
7Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) для объектов II категории
Прим.: при наличии расчета нормативов допустимых выбросов(НДВ) и расчета нормативов допустимых сбросов (НДС) и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации …»;
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 8.5 КоАП
- на юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей
8План Мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
Прим.: для всех объектов, имеющих стационарные источники выбросов
п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Приказ Минприроды России от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям …"
Статья 8.1 КоАП
- на юридических лиц от 20 000 до 100 000 руб.
9Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
Прим.: для объектов I-II категории
ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ;
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Статья 8.2 КоАП
часть 7
- на юридических лиц от 200 000 до 350 000 руб.
10Паспорта опасных отходов I-IV классов опасностист. 14 Федерального закона №89-ФЗ;
Приказ Минприроды России от
08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности"
Статья 8.2 КоАП
часть 9
- на юридических лиц от 200 000 до 350 000 руб.
11Лицензия на пользование недрами Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»Статья 7.3. КоАП РФ
- на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – 80 000 до 1,5 млн руб.
12Программа производственного контроля качества питьевой воды (ППК воды)ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
ФЗ № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»
Ст.6.5 КоАП РФ
- на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб.;
- на ИП - от 2 000 ДО 3 000 руб. или АПД на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. или АПД на срок до 90 суток.
13Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»ст. 8.1;8.5 КоАП РФ Отсутствие проекта СЗЗ влечёт наложение на предприятие штрафа от 50 000 до 100 000 рублей. Также возможна АПД на срок до 90 суток, либо полный запрет деятельности по решению суда.
14Порядок учета в области обращения с отходами Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"Статья 8.2. КоАП
Часть 10
- на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.
Статья 8.5 КоАП
- на юридических лиц от 20 000 до 80 000 руб.
19.7 КоАП
- на юридических лиц от 3000 до 5 000 руб.
15Журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУст.19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»Статья 8.1 КоАП
- на юридических лиц от 20 000 до 100 000 руб.
16Договора с лицензированными компаниями на сбор, транспортировку, размещение, обработку, использование, обезвреживание образуемых отходов-Статьи 8.2. КоАП
Часть 1
- на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или АПД на срок до 90 суток.
17Обучение сотрудников по экологической безопасности и по обращению с опасными отходами Ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»Статья 8.1 КоАП
- на юридических лиц от 20 000 до 100 000 руб.
Задайте вопрос эксперту
Куда отправить ответ
0
0
0
0
0
0
0