Установление санитарно-защитной зоны – головная боль экологов на предприятии и разработчиков проектной документации. В этом материале мы рассмотрим основные аспекты и последствия последних законодательных новинок и изменений в этой сфере.
Установление санитарно-защитной зоны – головная боль экологов на предприятии и разработчиков проектной документации. В этом материале мы рассмотрим основные аспекты и последствия последних законодательных новинок и изменений в этой сфере.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» – санитарный документ, который много лет устанавливал требования к проекту СЗЗ и его согласованию. Затем вышло постановление Правительства Российской Федерации № 222 от 03.03.2018 г. «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое привнесло значительные изменения в статусе санитарно-защитной зоны, правах и обязанностях правообладателей объектов, сроках и процедуре установления СЗЗ. Вместе с этим постановлением произошли параллельные изменения в земельном и градостроительном законодательстве, изменился не только процесс разработки проекта СЗЗ, но и само понятие санитарно-защитной зоны. Из простой буферной территории вокруг опасного производства санитарно-защитная зона стала ЗОУИТ.
ЗОУИТ – зона с особыми условиями использования территории, и этот правовой статус придал СЗЗ больший вес, а процедуре ее установления больше трудностей. СЗЗ стала входить в перечень ЗОУИТ после того, как были внесены изменения в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ. Этот закон, в том числе, ввел в Земельный кодекс статью 104, согласно которой в границах ЗОУИТ запрещается определённая деятельность.
То, что СЗЗ теперь является ЗОУИТ, прибавило новых обязанностей застройщикам. Согласно Постановлению № 222, п. 6, при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее, чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в Роспотребнадзор заявление об установлении или изменении СЗЗ.
Результатом процедуры установления СЗЗ сейчас является решение Роспотребнадзора. Копия такого решения в соответствии с требованиями п. 23 Постановления № 222 направляется Роспотребнадзором в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а для строящихся объектов – со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о ней в ЕГРН. Соответствующие изменения внесены и в Градостроительный кодекс тем же самым законом № 342-ФЗ (см. статью 51, п. 7).
Такие требования на этапе получения разрешения на строительство плохо отразились на строительной отрасли. Процедура установления СЗЗ стала гораздо более долгой. Помимо прочего, для объектов 1 и 2 класса опасности в соответствии с санитарной классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 решение об установлении СЗЗ нужно было получать в центральном аппарате Роспотребнадзора (сейчас в Москву направляют только объекты 1 класса, см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 г. № 286). Все это привело к тому, что очередь на установление СЗЗ была долгой, и сроки строительства стали срываться.
В конце 2019 года было принято решение приостановить действие этих требований. Вышел Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 455-ФЗ, согласно которому был наложен временный мораторий на приведённые выше пункты Постановления № 222, а также на Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ.
Кроме того, те предприятия, у которых уже были разработаны проекты СЗЗ (так называемые ориентировочные, предварительные, расчетные) и на них имелись санитарно-эпидемиологические заключения Роспотребнадзора, до выхода 455-ФЗ должны были получить Решение до октября 2019 года. Если же проекта СЗЗ вообще не было, то срок окончательного установления СЗЗ датировался январем 2022 года. После выхода закона № 455-ФЗ для первой группы природопользователей с разработанными проектами, согласованными в Роспотребнадзоре, срок отодвинулся до октября 2022 года, а для второй группы лиц – до начала 2025 года.
В конце 2021 года мораторий был продлен еще раз с выходом Федерального закона от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теперь новые СЗЗ должны быть установлены до начала 2028 года, а при наличии ориентировочных, предварительных, расчетных и т.д. санитарно-защитных зон нужно подать заявление на получение решения об установлении не позднее, чем 1 октября 2024 года.
При этом ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них прекращают действие, начиная с января 2025 г. Мораторий на действие пп. 6, 23, 24 и 25 Постановления № 222 тоже продлен до начала 2025 г.
до моратория | до ФЗ-455: • обязанность установления СЗЗ до 01.01.2022 г. • если есть санитарно-эпидемиологическое заключение, то нужно подать заявление на решение до 01.10.19 г. |
1 мораторий | после принятия ФЗ-455: • обязанность установления СЗЗ до 2025 г. • если есть санитарно-эпидемиологическое заключение, то нужно подать заявление до 01.10.2022 г. |
2 мораторий | после принятия ФЗ-447: • обязанность установления СЗЗ до 2028 г. • если есть санитарно-эпидемиологическое заключение, то нужно подать заявление до 01.10.2024 г. |
Таким образом, в связи с тем, что сейчас никаких новых законов, продляющих указанный выше мораторий, не ожидается, соответственно с 1 октября 2024 года наступают обязанности, о которых мы выше писали. Пройдемся еще раз по срокам:
Если СЗЗ не будет установлена до 1 января 2025, предприятие обязано до 01.01.2028 г. направить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ (п.14, п. 17 статьи 26 342-ФЗ). Если до 1 января 2025 на объекте установлена СЗЗ, но не внесена в ЕГРН, она считается установленной до 01.01.2028 г. (п. 8 – 9 статьи 26 342-ФЗ), если ее границы есть на местности и проведено описание этих границ кадастровым инженером. Наконец, если до 1 января 2025 СЗЗ установлена, но сведения не внесены в ЕГРН (недоработка Роспотребнадзора, который обязан их передать сам по межведомственным каналам), нужно отправить их в Росреестр самостоятельно до 01.01.2028 г. (п. 12 статьи 26 342-ФЗ).
Что касается нормативных актов, то сроки действия основных из них, касающихся проектов СЗЗ, скоро заканчиваются:
Если эти НПА не буду продлены, ожидается издание новых НПА. Так, в последнее время везде появилась информация о разработке нового Положения о санитарно-защитных зонах, которое должно заменить собой Постановление Правительства № 222. Это Положение изменит правила и алгоритм установления СЗЗ, а также порядок обоснования ее границ и размеров, и в нем будет прописана информация и требования по предоставлению компенсаций собственникам объектов, попавших в границы СЗЗ.
Роспотребнадзор разместил проект нового Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации на официальном портале правовой информации. ID проекта 87835 >>>