Меню

Специалист, служба и комиссия по охране труда. Обязанности в 2022 году

Кугутин Алексей Владимирович
Директор УЦ «АйТэКо», эксперт по вопросам применения нормативных требований охраны труда и промышленной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификаций и подготовки персонала, опыт 12 лет

В марте 2022 году наступил очередной виток революции в охране труда, но не последний. В статье подскажем работодателю, нужно ли ему создавать службу по охране труда, и в каком случае.

 

Содержание:

  • Каким организациям необходимо иметь специалиста по охране труда в 2022 году
  • Когда нужно создать службу по ОТ
  • Что изменилось в обязанностях специалиста и службы по охране труда в 2022 году
  • Комиссия по охране труда: функции в организации

 

Каким организациям необходимо иметь специалиста по охране труда в 2022 году

Необходимость иметь в штате специалиста по охране труда установлена в организациях, численность работников которой превышает 50 человек, при этом независимо, офис это или производство. Все дело в том, что в Трудовом кодексе под производственной деятельностью подразумевается не только работа непосредственно на заводе или фабрике, но и выполнение работ или оказание услуг.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (статья 209 ТК РФ).

 


Важно! Статья 223 ТК РФ содержит указание, что в организациях, численность работников которой не превышает 50 человек, работодатель сам принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. Это означает, что в таких организациях работу специалиста по охране труда может вести сам руководитель организации, один из назначенных приказом работников, либо аутсорсинговая компания.


 

Учтите, что, если в штате такой организации есть должность специалиста по охране труда, и работник будет выполнять функции на условиях совместительства (внутреннего или внешнего, неважно), он должен отвечать квалификационным требованиям – иметь образование по охране труда или другое непрофильное высшее или профессиональное образование плюс профессиональную переподготовку по охране труда. Если нарушить это требование ст. 195.3, маячит штраф по статье 5.27 КоАП. Эта статья кадровая, штраф по ней небольшой – на ИП до 5000 р., на юрлиц – до 50 000 руб.

Если же вы просто назначите одного из работников ответственным за охрану труда в подразделении своим приказом, достаточно обучить его по охране труда в учебном центре по программе обучения для руководителей и специалистов.

 

Когда нужно создать службу по ОТ

Иметь в штате организации, численность которой более 50 человек, одного специалиста по охране труда, или создавать службу по охране труда, решает исключительно работодатель. Он должен руководствоваться соображениями целесообразности, разумной экономии, а также уровнем профессиональных рисков на предприятии.

Ни одно ИП или юридическое лицо не создается для того, чтобы организовать работу по охране труда. Главной целью предпринимательства является извлечение прибыли из своей деятельности, а охрана труда является всего лишь инструментом для повышения производительности труда (предупреждение и профилактика травматизма, и минимизация ущерба здоровью) и защиты бизнеса от претензий проверяющих органов.

Никто не может заставить работодателя создавать службу, так как в Российской Федерации провозглашается свобода предпринимательской деятельности (ч.1 статьи 34 Конституции). Любое указание инспектора ГИТ на создание службы охраны труда при фактическом наличии хотя бы одного специалиста по ОТ, отвечающего квалификационным требованием, будет отменено судом еще в первой инстанции.

 


Обратите внимание! Приказ Минтруда РФ от 31.01.2022 № 37 об утверждении рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда носит сугубо рекомендательный характер. Добросовестные работодатели будут следовать этим рекомендациям.


 

В этом случае государство на уровне субъектов РФ должно организовать и проводить мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, координировать работу по обучению по охране труда руководителей и специалистов, разъяснять руководителям ИП и юрлиц важность принятия решения о службе охраны труда.

Такие обязанности установлены в статье 211.3 ТК РФ «Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда». Если специалист по охране труда понимает, что работодатель не прислушивается к его доводам, выход всегда есть – поменять работодателя. Иным образом вы не сможете убедить его создавать новое подразделение. Все зависит от того, насколько социально ориентирован руководитель, как он понимает, нужно ли помочь специалисту, или он справится в одиночку.

 

Что изменилось в обязанностях специалиста и службы по охране труда в 2022 году

С 1 марта 2022 года у специалиста по охране труда появились новые обязанности. Специалист должен организовать работу по обучению сотрудников правилам применения СИЗ, по расследованию и учету микротравм (микроповреждений). Это требование статьи 214 ТК РФ.

Кроме того, специалисту по охране труда уже до этой даты нужно было организовать работу по актуализации инструкций по охране труда, так как появились новые требования – указывать в них режим труда, порядок передачи смены, нормы СИЗ, и другие условия, перечисленные в Приказе Минтруда России от 29.10.2021 № 772н.

Также с 1 марта изменились требования к разработке Положения о СУОТ, в этом документе нужно переделать структуру, так как произошла не только смена нумерации статей в ТК РФ, но появились новые подходы к оценке рисков, новые принципы обеспечения безопасности (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н).

 

Комиссия по охране труда: функции в организации

С 1 марта 2022 года вступают в силу поправки к ТК по вопросам охраны труда. В связи с этим утверждено новое примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда. Оно заменит собой Типовое положение РФ от 24 июня 2014 г. № 412н. В новом примерном положении существенно расширены права и функционал комитета по охране труда.

Среди новых задач — разработка программы действий по обеспечению соблюдения требований охраны труда, участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, рассмотрение результатов СОУТ и оценки профессиональных рисков. Еще одной новой задачей является участие комитета в анализе причин зарегистрированных микротравм.

Приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда» устанавливаются основные задачи, функции и права комитета. Неизменным остается следующее:

➤ Комитет по охране труда является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда.

➤ Комитет создается по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны).

➤ Комитет по охране труда создается по инициативе работников, представительных органов работников или работодателя. Если такая инициатива поступила, комитет должен быть создан.

Новый приказ Минтруда № 650н издан для того, чтобы на основе примерного положения работодатель с учетом мнения представительного органа работников создали локальное положение о комитете.

 

Примерное положение подразумевает, что работодатель использует его разделы и добавит при необходимости специфику своей деятельности. Если в вашей организации создан комитет или комиссия по охране труда, нужно изучить новый документ, и дополнить свое действующее положение.

Еще одно важное изменение — с 1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)».

В документе установлено требование, что еще до начала подрядных работ должен быть совместно составлен Единый перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей.

Новым приказом установлен примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ, оказании услуг на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица). Речь идет об организационных, технических, лечебно-профилактических, санитарно-бытовых мероприятиях, а также мероприятиях по обеспечению СИЗ. В частности, предлагается дистанционная видео-, аудио или иная фиксация рабочих процессов.

 


Важно! Специалисту по охране труда нужно включить основные мероприятия, применимые для конкретной организации, в бланк договора подряда, в бланк технического задания и в акт-допуск.


 

Кроме того, специалист по ОТ должен проконтролировать, проведено ли ознакомление работников при приеме на работу с условиями трудового договора, заключаемого с работодателем, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда, и составлены ли допсоглашения с работниками, уже трудящимися на предприятии с результатами СОУТ (вне зависимости от того, вредники они, или имеют 1-2 класс условий труда).

Для остальных форм информирования с 1 марта 2022 года применяется Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда».

Задайте вопрос эксперту
Куда отправить ответ
0
0
0
0
0
0
0