В середине 2025 года вступят в силу методические рекомендации по подготовке проектов санитарно-защитной зоны. Соответствующий документ был утвержден Роспотребнадзором. В статье рассмотрим основные аспекты установки СЗЗ согласно новым рекомендациям.
Тишина Олеся
КУРАТОР КУРСОВ ДПО, КОНСУЛЬТАНТ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Методические рекомендации по установке СЗЗ с 2025 года
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория, предназначенная для разделения жилых районов и предприятий, где осуществляются процессы, оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье людей. Создание СЗЗ обязательно требует разработки проекта санитарно-защитной зоны, который оценивает воздействие производства на населённые территории. Разработка проекта осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Постановлением Правительства № 222 и Градостроительным кодексом.
Ранее, много лет назад разработчики использовали «Методические рекомендации по установлению границ санитарно-защитных зон существующих промышленных объектов, групп предприятий, производственных зон в условиях высокоплотной и жилой застройки. М., 2003 г». Затем эти рекомендации перестали использовать. На протяжении длительного времени методических рекомендаций для создания проектов СЗЗ не существовало. Лишь в конце декабря 2024 года Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации по подготовке проектов санитарно-защитных зон (МР 2.1.1.0358-24), которые вступят в силу 3 июня 2025 года.
Документ МР 2.1.1.0358-24 содержит обобщённые сведения и рекомендации по подготовке проектов СЗЗ для объектов, влияющих на окружающую среду химическими, физическими или биологическими факторами.
Как установить санитарно-защитную зону
Основные цели разработки СЗЗ:
- защита здоровья граждан;
- создание благоприятных условий для проживания населения;
- предотвращение и устранение вредных воздействий факторов окружающей среды;
- охрана атмосферного воздуха в населённых пунктах.
Результатом проектирования и экспертизы проекта является получение решения об установлении санитарно-защитной зоны, выданного Роспотребнадзором. Проект обосновывает размеры зоны, её границы, ограничения по использованию земельных участков внутри зоны, а также необходимость или отсутствие необходимости создания СЗЗ. Размеры зон определяются так, чтобы на их границах соблюдались предельно допустимые концентрации веществ (ПДК) и уровни физических воздействий (ПДУ), а также допустимый риск для здоровья населения.
Для установления зоны проводятся:
- расчёты рассеивания загрязняющих веществ, включая биологические агенты;
- анализ физического воздействия (шум, электромагнитное излучение);
- оценка риска здоровью населения при воздействии химических веществ, в случаях, предусмотренных законодательством
- измерения уровней химического, физического и биологического воздействия на атмосферный воздух.
Размер СЗЗ – это расстояние от контура объекта (границы земельного участка., полосы отвода дороги, границы объектов недвижимости или участков недр, границы части ЗУ под ОКС) до ее внешней границы.
Этапы разработки СЗЗ
Этапы разработки СЗЗ, согласно МР, включают:
- сбор исходных данных (данные о собственнике объекта, проектная документация на строящийся объект, данные о ранее установленной СЗЗ, градостроительная и земельная информация, данные о производственных процессах, данные о воздействии на окружающую среду, отчёт об инвентаризации выбросов, картографические материалы, фоновое загрязнение атмосферного воздуха и климатическая характеристика местности);
- определение класса опасности и ориентировочных размеров СЗЗ объекта в соответствии с санитарной классификацией СанПиН 2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с 1 по 5 класс опасности с размерами СЗЗ от 1000 м до 50 м соответственно);
- анализ использования территории в пределах ориентировочного размера СЗЗ, анализ документов территориального планирования и градостроительного зонирования для оценки расположения объектов, территориальных зон и градостроительных регламентов в их пределах на предмет соблюдения требований к режимам использования СЗЗ;
- обоснование отнесения объекта к источникам воздействия на среду обитания и здоровье человека и необходимости установления (изменения) СЗЗ на основании результатов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в т.ч. биологических агентов (микроорганизмов и микроорганизмов-продуцентов) в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух;
- обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом результатов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в т.ч. биологических агентов (микроорганизмов и микроорганизмов-продуцентов) в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух;
- обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом результатов оценки риска здоровью населения согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Р 2.1.10.3968-23 «Руководство по оценке риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих среду обитания»;
- обоснование отсутствия необходимости организации СЗЗ с учетом результатов расчетов (при наличии оснований);
- подготовка сведений о размерах и границах СЗЗ, в т.ч. сведения о размерах и границах СЗЗ в текстовом и графическом виде, наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат ЕГРН (XML-файлы в соответствии с требованиями Приказа Росреестра от 26.07.2022 N П/0292), а также сведения о земельных участках, объектах, территориальных и функциональных зонах, территориях и объектах с нормируемыми показателями качества среды в границах СЗЗ, перечень устанавливаемых ограничений использования земельных участков в пределах СЗЗ и сведения о правообладателе, обязанном возместить убытки, причиненные в связи с установлением СЗЗ;
- формирование программы наблюдений атмосферного воздуха, уровней физического (шум, ЭМИ), биологического воздействия на атмосферный воздух с указанием координат, адреса контрольных точек, карты-схемы расположения контрольных точек, перечня исследуемых (измеряемых) факторов, сроков проведения отбора проб, периодичности и объема исследований;
- определение перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;
- обоснование возможности использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, в случаях, предусмотренных требованиями законодательства, с использованием результатов гигиенической оценки расчетных или измеренных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, почве, качества продовольственного сырья, питьевой воды, сельскохозяйственной и пищевой продукции, лекарственных средств, а также оценки риска здоровью населения.
- разработка технических, технологических, организационных, медико-профилактических мероприятий по защите населения с указанием сроков реализации, исполнителей и эффективности (при необходимости, в случае наличия превышения ПДК, ПДУ, допустимых (приемлемых) уровней риска на границе СЗЗ);
- формирование проекта СЗЗ в форме набора документов, сведений, данных, указанных в приложении № 1 к МР.
В рекомендациях также представлены алгоритмы разработки зон для групп промышленных объектов, промышленных узлов, кладбищ и скотомогильников. Кроме того, в МР дается подробный рекомендуемый состав проекта СЗЗ. В Приложении № 3 даны Методические подходы к обоснованию возможности использования земельных участков в целях размещения объектов в границах СЗЗ, а в Приложении № 4 есть пример программы исследований (измерений) уровня химического загрязнения и физического воздействия на атмосферный воздух.