В статье рассмотрим основные изменения в природоохранном законодательстве в 2024 году, которые вступят в силу в самое ближайшее время, и расскажем, что учесть компаниям в своей работе в связи этими нововведениями.
В статье рассмотрим основные изменения в природоохранном законодательстве в 2024 году, которые вступят в силу в самое ближайшее время, и расскажем, что учесть компаниям в своей работе в связи этими нововведениями.
Десять лет назад нормирование выбросов и сбросов вредных веществ происходило совсем по другому принципу. Нормирование выбросов, например, проводилось в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию». В те времена необходимость нормирования выбросов от предприятия определяли результаты расчетов рассеивания загрязняющих веществ в воздухе.
С 2014 года в законодательстве появляется новое понятие «меры государственного регулирования в отношении перечня веществ» (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4.1). Вскоре после нововведения появился и подзаконный акт, а именно Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, включающее исчерпывающий перечень веществ, которые необходимо нормировать, то есть включать в нормативы допустимых выбросов и сбросов в составе проекта НДВ или НДС.
Перечень распоряжения № 1316-р включает подразделы:
1) для атмосферного воздуха (158 веществ, включая летучие органические соединения, и 94 радиоактивных изотопа),
2) для водных объектов (140 веществ, а также 17 стойких органических загрязнителей, 6 групп микроорганизмов, 5 иных загрязняющих веществ, 80 радиоактивных изотопов),
3) для почв (59 веществ и 4 радиоактивных изотопа).
В настоящее время нормирование выбросов и сбросов полностью опирается на указанный перечень, несмотря на его несовершенство и неполноту. Неоднократно природопользователи выясняли, что некоторые выбрасываемые вещества не могут быть пронормированы несмотря на то, что являются на конкретном производстве определяющими вредными факторами, по причине их отсутствия в перечне распоряжения.
На эту тему выпускались разъясняющие письма, как например, Письмо Росприроднадзора от 16.01.17 г. № АС-03-01-31/502, согласно которому рекомендовалось нормировать и вносить плату за выбросы сажи, оксида железа, пыли абразивной, отсутствующих в перечне распоряжения № 1316-р, как за взвешенные вещества. Данные разъяснения были очень спорными, и многие шли в суд, чтобы разобраться с этой проблемой. Недавно письмо было отменено, но вопрос расширения перечня веществ остался актуальным.
В 2023 году наконец был принят новый нормативный акт, Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2023 года №2909-р, в котором перечень веществ, подлежащих нормированию, полностью переработан и значительно расширен. По словам разработчиков проекта нового документа, актуализация перечня нужна для более полного учёта выбросов предприятий и объективной оценки их негативного воздействия на воздух, повышения эффективности ПЭК и государственного экологического контроля (надзора). Минприроды предупредило, что теперь есть необходимость пересмотра действующей природоохранной документации и расширения платежной базы в связи с принятием документа.
Введение изменений будет поэтапным: распоряжение действует с 1 января 2024 года, однако на него наложен ряд ограничений по действию. Так, по многим веществам оно не действует для разрешений на выбросы и КЭР, выданные до 1 января 2025 г.
В новый перечень добавлено 79 веществ, в том числе тяжелые металлы и их соединения, углерод (сажа, пигмент черный), натрия гидроксид, абразивная пыль и прочие вещества.
Справка: документы, подлежащие изменению в связи с принятием НПА:
Система расширенной ответственности производителя товаров введена в 2015 году, и с тех пор попытки ее совершенствовать и заставить работать как нужно не прекращаются. В данной сфере сейчас происходят довольно серьезные перестройки, чтобы изменить саму концепцию РОП.
Принятый Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» начинается с корректировки понятийного аппарата в сфере РОП, установленного Федеральным законом об отходах № 89-ФЗ. Появляется отдельный термин, который четко определяет, что такое просто утилизация отходов, а что такое непосредственно утилизация отходов от использования товаров:
утилизация отходов от использования товаров — использование отходов от использования товаров и (или) вторичного сырья, полученного из отходов от использования товаров, для производства товаров (продукции)
Лица, которые должны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, это производители товаров и производители упаковки, а также импортеры товаров и их упаковки из стран-членов ЕАЭС и других стран. Ответственность за утилизацию упаковки перейдёт от производителя товара в этой упаковке к производителю самой упаковки к 2027 году. Если товары относятся к оборонной сфере или сфере государственной тайны и ее защиты, то нормы законодательства о РОП на нее не распространяются.
Утилизационная обязанность у производителя возникает не с момента первичной реализации, а с момента передачи товара, упаковки либо с момента их оплаты. Если вы импортер товаров из ЕАЭС – обязанность возникает со дня принятия товаров, упаковки на учет, а для товаров из других стран – со дня выпуска их с таможни, если вы хотите утилизировать их самостоятельно. Если не хотите, то с 2026 года вы обязаны оплатить экосбор еще до того, как товар выпущен таможней.
Перечень товаров, попадающих под РОП, устанавливается Правительством РФ, перечень материалов упаковки от этой товаров (а также от других, не входящих в перечень товаров) тоже устанавливается Правительством РФ. Утилизация товаров идет в соответствии с нормативами утилизации, а утилизация отходов от использования упаковки будет проводиться в отношении всей массы упаковки, произведенной/ввезенной на территорию России. Однако последнее требование вступит в силу только с 1 января 2027 г., до этого вводится поэтапное увеличение в каждом году процента массы упаковки, которую необходимо утилизировать.
Самостоятельная утилизация (то есть создание инфраструктуры по утилизации отходов либо заключение договора с лицом, утилизирующим отходы от использования товаров, включенным в специальный реестр) проводится в следующих случаях:
Организация, которая хочет быть включенный в реестр утилизаторов, должна подать заявление, пройти проверку, а после включения в реестр регулярно актуализировать данные о себе и каждый квартал отчитываться в ЕГИС УОИТ.
Что касается отчётности по РОП, то производители и импортеры товаров из ЕАЭС должны подать отчетность в ЕГИС УОИТ о массе произведенных/ввезенных товаров, упаковки до 15 апреля, а импортеры товаров из других стран – до того, как товары выпустит таможенный орган. Если утилизация проводится своими силами, то до 15 апреля подаётся отчёт об утилизации, который Росприроднадзор рассматривает 90 дней.
Изменения в сфере РОП вступают в силу с 2024 года, но многие положения вступаю в силу поэтапно в течение нескольких лет.
Помимо глобальных изменений, инициированных принятием Федерального закона № 451-ФЗ, вышел еще один небольшой НПА, утвердивший новую форму акта утилизации отходов в рамках РОП, который станет действовать с 1 марта 2024 года.