В статье расскажем, кому необходимо составлять декларацию НВОС, какие данные необходимы, чтобы ее составить, а также какими правилами руководствоваться при расчете платы за негативное воздействие окружающей среды.
В статье расскажем, кому необходимо составлять декларацию НВОС, какие данные необходимы, чтобы ее составить, а также какими правилами руководствоваться при расчете платы за негативное воздействие окружающей среды.
Подает декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, согласно требованиям Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, следующий круг лиц:
Лица, ведущие деятельность на объектах только IV категории, не платят за НВОС, если же, помимо четвертой, у предприятия есть объекты НВОС иных категорий, плату вносить нужно за все объекты.
Плата взимается за фактически выбрасываемые в атмосферный воздух, сбрасываемые в водный объект вещества и за размещение отходов за отчётный период. Плательщиками платы при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юрлица и ИП, при деятельности которых образовались отходы. Плательщиками платы при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы и операторы по обращению с ТКО, которые их размещают у себя на ОРО.
Кроме того, плата вносится и за побочную продукцию, если она признана отходами и передана на размещение. При этом плательщиком здесь становится лицо, у которого эта продукция образовалась в ходе его деятельности.
В конце 2023 года произошли изменения в законодательстве, согласно которым плата за НВОС вносится и за вскрышные и вмещающие горные породы, признанные отходами, если они не были использованы лицами-пользователями недр, которые досрочно утратили право пользования недрами. Использовать такие породы можно в собственном производстве, для добычи полезных ископаемых, для рекультивации земель, для ведения горных работ, ликвидации горных выработок и т.д.
Декларацию о плате за НВОС нужно подавать раньше, чем непосредственно вносить плату в бюджет. Сроки подачи декларации – 10 марта, а срок внесения платы – 1 марта.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи. Срок внесения авансовых платежей – до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода (соответственно, 20 июля, 20 октября и 1 марта итоговый).
Форма декларации и порядок ее подачи представлены в Приказе Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 с изменениями от марта 2023 года. Ставки платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913. Ставки платы установлены на данный момент за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, включенных в Перечень веществ, подлежащих государственному учету и нормированию. ранее этот Перечень был сформирован Распоряжением Правительства РФ № 1316-р от 08.07.2015 г. Однако с 1 января Распоряжение № 1316-р не действует и заменено новым, расширенным списком веществ в составе Распоряжения от 20.10.2023 г. № 2909-р. Для многих веществ из нового Перечня пока не установлены ставки платы за НВОС, поэтому в 2024 году ожидается новый НПА, чтобы плату за 2024 год произвести уже для всех нормируемых веществ.
К расчету платы применяется ряд коэффициентов, как понижающих, так и повышающих. Один из них меняется почти ежегодно – это так называемый «коэффициент инфляции». В 2023 году Постановлением Правительства РФ от 20.03.2023 № 437 коэффициент инфляции установлен в размере 1,26. На сегодняшний день новый коэффициент не принимался.
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 регламентирует Правила исчисления и взимания платы за НВОС вместо Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255. Расчёт платы по новым правилам производится с 2024 года.
Подача декларации производится через Личный кабинет природопользователя (или иные интернет-сервисы). При этом если сумма платы за НВОС за прошлый год равна или меньше, чем 25 тысяч руб., можно подавать декларацию на бумажном носителе.
Исходные данные для подготовки декларации и расчета платы за НВОС:
Согласно требованиям Приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, к декларации о плате прилагаются следующие документы:
а) документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате (доверенность);
б) перечень документов, подтверждающих расходы на финансирование мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа с указанием их реквизитов (номер, дата);
в) копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.
Декларация включает титульный лист (год, название ТО Росприроднадзора, реквизиты плательщика платы) и разделы о суммах платежей, подлежащих внесению в бюджет, об авансовых платежах.
Основные разделы:
1) о плате за выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками,
2) о плате за сбросы ЗВ в водные объекты,
3) о плате за размещение отходов, в том числе за ТКО и за побочную продукцию, признанную отходами,
4) раздел декларации с итоговой суммой платы.
Плата рассчитывается поэтапно:
Способы определения размера авансового платежа (нужно указать выбранный способ при заполнении декларации):
1) четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
2) четверть суммы платы, для которой платежная база определяется исходя из фактического количества выбросов, сбросов;
3) сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК, на ставки платы с применением коэффициентов.
Если плата внесена не полностью или не вовремя, включая авансовые платежи, придется уплатить пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый календарный день просрочки.
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 внесло несколько нововведений в расчет платы. Так, теперь для каждой категории объекта НВОС прописан свой, отдельный и подробный алгоритм расчета платы в зависимости от того, есть ли разрешительный документ или нет, превышены ли НДВ, НДС, лимиты на отходы, а также приведён ряд стимулирующих коэффициентов. Например, для объектов с установленными временными нормативами используется коэффициент 25 для выбросов и сбросов. Если установлены НДВ, НДС и лимиты, но по факту они были превышены, используется повышающий коэффициент 25 и 100 для разных ситуаций. Такие же коэффициенты используются, если у объекта отсутствуют разрешительные документы (КЭР, ДОВОС, отчеты по ПЭК). Есть и нулевые коэффициенты, например, если отходы были вовремя утилизированы или на объекте внедрены наилучшие доступные технологии и получено КЭР.
Помимо этого, в новом Порядке описаны: