Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) – это ежегодная финансовая компенсация вреда, нанесенного окружающей среде при проведении хозяйственной и иной деятельности на территории России. Согласно российскому законодательству, любая деятельность априори наносит такой вред, поэтому юридические лица и ИП должны вносить плату в государственный бюджет.
Апреликова Надежда
Инженер по охране окружающей среды (эколог). Консультант по применению норм природоохранного законодательства
Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду
Обязанность для бизнеса вносить платежи указана в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ему, плата вносится за такие виды воздействия, как выбросы в атмосферный воздух, сбросы в воду и хранение, захоронение отходов. С недавних пор в платёжную базу включаются побочные продукты, в том числе продукты животноводства, признанные отходами, а также вскрышные и вмещающие горные породы, не использованные в целях, предусмотренных техническим проектом на их использование.
Что касается категорий объектов НВОС, то плата вносится за все категории, за исключением случаев, когда у природопользователя в наличии только объекты IV категории. В таких случаях плату вносить не нужно. При этом платить за размещение отходов на полигонах ТКО должны только владельцы этих полигонов (операторы по обращению с ТКО).
Ставки платы за НВОС приводятся в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». В документе даются ставки на 2016-2018 годы, а далее к ценам на 2018 год прибавляются коэффициенты индексации, которые принимаются почти ежегодно. В 2023 году постановлением Правительства от 20.03.2023 № 437 такой коэффициент установлен в размере 1,26. Кроме того, при расчете платы используется ряд других коэффициентов от 0 (применяется при внедрении наилучших доступных технологий и утилизации отходов) до 100 (если нарушены установленные технологические нормативы). В 2022 году законодательно урегулирован вопрос признания побочных продуктов отходами, и в случае, если на предприятии «побочка» признана отходом и отправлена на объект захоронения отходов, то к ставке платы будет добавлен коэффициент 52.
Расчет платы представляется в виде декларации, которая составляется на основе требований Приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043.
Изменения в правилах расчета платы за НВОС с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года вступит в силу новый документ, регламентирующий Правила исчисления и взимания платы за НВОС – Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881. Оно заменит старое Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255. Расчёт платы по новым правилам будет производиться за 2023 год в марте 2024 года. В новых Правилах есть несколько серьезных новшеств, о которых мы кратко расскажем ниже.
Главное нововведение – в Правилах теперь четко разделены требования к порядку расчёта платы для лиц, осуществляющих деятельность на объектах разных категорий НВОС.
Те лица, у которых есть объекты I категории НВОС, рассчитывают плату следующим образом:
- если соблюдается НДВ, НДС, лимиты на отходы и технологические нормативы – расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов территории, индексации, стимулирующих коэффициентов к отходам и т.д. Для ТКО расчет представляет сумму произведений количества ТКО, принятого у сторонних лиц, на ставку платы и ТКО, образованного в собственном производстве, на ставку платы с учетом коэффициентов. Если размер лимитов превышен, добавляется коэффициент 25;
- если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – платежная база в виде количества сбросов, выбросов умножается на ставку платы и на коэффициент 25;
- если установленные НДВ, НДС, НООЛР, ТН и временные нормативы нарушены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для сверхлимитных отходов и 100 для сверхнормативных выбросов;
- если отсутствует КЭР – плата за размещение отходов и ТКО рассчитывается для ТКО с учётом повышающего коэффициента 25, для выбросов и сбросов – с учетом коэффициента 100.
Те, у которых есть объекты II категории НВОС и подана декларация о негативном воздействии (ДОВОС, не путать с декларацией о плате за НВОС!), рассчитывают плату так:
- если выбросы, сбросы и отходы укладываются в показатели, указанные в ДОВОС – расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов;
- если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – платежная база в виде количества сбросов, выбросов умножается на ставку платы и на коэффициент 25;
- если указанные в ДОВОС НДВ, НДС, НООЛР или временные нормативы нарушены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для того количества отходов, которое вышло за рамки установленных НООЛР. Для выбросов, сбросов, вышедших за рамки ДОВОС, применяется коэффициент 100;
- если ДОВОС вовремя не подавалась – плата считается для фактического объема выбросов, сбросов с учетом коэффициента 100, для отходов – с коэффициентом 25.
Если у лица, имеющего объекты I, II категорий, нет КЭР и ДОВОС, зато есть разрешение на выбросы, сбросы и НООЛР по старому образцу, полученные до и после 01.01.2019, они рассчитывают плату как сумму произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов, если установлены временные лимиты – платежная база в виде количества сбросов, выбросов умножается на ставку платы и на коэффициент 25. При этом если нормативы и лимиты превышены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для сверхлимитных отходов и 100 для сверхнормативных выбросов и сбросов (для I категории).
Для объектов III категории выбросы, сбросы и отходы учитываются по факту, указанному в отчёте о производственном экологическом контроле:
- если выбросы, сбросы, отходы находятся в пределах количества, указанного в отчёте о ПЭК, то расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов;
- если количество выбросов, сбросов, отходов, указанное в отчете о ПЭК, превышено, то плата рассчитывается с учетом коэффициента 100 для выбросов и сбросов и 25 для отходов.
- если отчет о ПЭК не представлен – плата считается для фактического объема выбросов, сбросов, отходов с учетом коэффициента 25.
Эти правила используются для расчета платы для всех веществ, кроме веществ I, II класса опасности, на которые нужно иметь НДВ, НДС. Для них по объектам III категории расчет идет следующим образом:
- если соблюдается НДВ, НДС – расчет идет по обычной формуле без повышающих коэффициентов;
- если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – расчет платы проводится с учетом коэффициента 25;
- если установленные НДВ, НДС или временные нормативы нарушены, также используется 25.
Плата за побочную продукцию, признанную отходом, рассчитывается как произведение массы отходов на ставку платы и обычные коэффициенты, а также добавляется коэффициент 25, если отходы размещены на ОРО на срок не более 11 месяцев с превышением лимитов. Если же срок хранения выше 11 месяцев, либо отходы не использовались по истечении 3 лет, то повышающий коэффициент равен 52. За «побочку» животноводства повышающих коэффициентов за накопление, хранение, неиспользование не предусмотрено. Плата за вскрышные и вмещающие горные породы рассчитывается как для обычных отходов, но, если превышены лимиты, применяется коэффициент 25.
Внимание! Плата за утилизированные в собственном производстве отходы в рамках срока 11 месяцев не взимается (применяется коэффициент 0). То же самое касается объектов I категории, которые «уложились» в технологические нормативы.
Кроме описания алгоритма платы для разных категорий, в новых Правилах прописан отдельный механизм расчета платы для объектов, которые актуализировали категорию с более низкой на I категорию. Для них дается 9 месяцев на получение КЭР или подачу ДОВОС либо получение разрешений на выбросы и сбросы, и за этот временный переходный период они рассчитывают плату по старым разрешительным документам для более низкой категории. Если же актуализация привела к изменению категории с III на II категорию, то дается 3 месяца на подачу ДОВОС, а до этого можно проводить расчет платы по-старому, после подачи – по-новому.
Помимо этого, в Правилах регламентирована процедура корректировки платы за НВОС, вычета затрат на природоохранные мероприятия, механизм внесения авансовых платежей, механизм зачета излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, а также алгоритм проверки декларации о плате Росприроднадзором.