Меню

Топ-10 ошибок в охране труда. За что штрафуют работодателей

ошибки в охране труда
Кугутин Алексей Владимирович
Директор УЦ «АйТэКо», эксперт по вопросам применения нормативных требований охраны труда и промышленной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификаций и подготовки персонала, опыт 12 лет

В Кодексе об административных правонарушениях самые большие штрафы установлены по статье 5.27.1, касающейся требований по охране труда. Эта норма права была введена совсем недавно, но ее вступление в силу привело к тому, что работодатели озадачились, наконец, вопросом: как выстроить работу по охране труда и не получить при этом штрафы.

В статье мы рассказали о главных ошибках по охране труда, которые приводят к потере прибыли предприятия и грозят не только дисквалификацией руководителей, но еще и приостановлением деятельности.

Типовые нарушения в охране труда, которые выявляют инспекторы ГИТ

Нарушение 1. Отсутствует штатный специалист или служба по охране труда, или работник не отвечает требованиям профстандарта

Работодатель может обойтись без специалиста по охране труда только в том случае, если численность персонала не превышает 50 человек. В остальных случаях без специалиста нельзя.

Инспектор неминуемо оштрафует вас за следующие нарушения:

  • штат 51 и более человек, а специалиста по охране труда нет, также как нет такой должности в штатном расписании
  • специалист есть, но из всех документов у него только диплом бухгалтера и повышение квалификации 72 часа по охране труда

 


ТК РФ Статья 217

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.


Некоторые руководители искренне считают, что если у них не производственные предприятия, то выполнять требования 217 статьи ТК РФ им не нужно. Это ошибочное мнение, которое грозит штрафом.

 


ТК РФ Статья 209

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.


Поэтому и адвокаты, и нотариусы, и ИП со своими услугами по маникюру или туризму, и фабрика, и магазин с продуктами занимаются производственной деятельностью. Без специалиста по охране труда не обойтись, если в организации 51 и более человек.

Если в штате организации есть специалист по охране труда, он должен отвечать требованиям профессионального стандарта № 524н от 4 августа 2014 года (действует до 1 сентября 2021 года, с 1 сентября вводится новый профстандарт, утвержденный приказом Минтруда №274н от 22 апреля 2021 г.). При этом численность работающих в данном случае значения не имеет. Например, если ИП решил ввести в штат единицу специалиста по ОТ, а численность такого штата – 10 человек, он искренне считает, что нанял специалиста добровольно, и профстандарту можно не следовать. Опять ошибка.

ошибки в охране труда

Рисунок 1 Федор Решетников. опять двойка

Работа специалиста по охране труда подразумевает адаптацию на предприятии и последующее исполнение большого количества требований различных нормативных правовых актов (далее – НПА).

Эта профессия включает в себя как юридические знания, так и знания по управлению персоналом, и техническую составляющую. Поэтому требования к специалистам по охране труда отдельно указаны в профессиональном стандарте. Без профильного образования или профпереподготовки допуск к нашей профессии запрещен. Цена ошибок неквалифицированного специалиста по охране труда очень высока.

 

Нарушение 2. Отсутствие обучения руководителей и работников по охране труда

Обучение по охране труда является обязательным мероприятием по допуску всех, без исключения, работников к самостоятельной работе.

Инспектор может оштрафовать за следующие нарушения:

  • не обучены в УЦ руководители и специалисты, организующие безопасное производство работ
  • не обучены члены экзаменационной комиссии в УЦ
  • первичное или периодическое обучение по ОТ не провели, не оформили протокол, не выдали удостоверение.
  • Экзамены по ОТ принимала комиссия, не прошедшая обучение в УЦ, а прошедшая такое обучение, например, в своей организации.

Каждый руководитель, специалист, который организует безопасное производство работ, должен быть обучен в аккредитованном Минтрудом учебным центром. Также обучение в учебном центре обязательно для каждого члена комиссии по проверке знаний требований охраны труда. Без такой подготовки нельзя принимать экзамены в своей организации.

Если инспектор выявит такое нарушение, он выпишет предписание организовать обучение в УЦ, а затем проверит, провели ли обучение в организации заново.

Ошибки в охране труда

Рисунок 2 Федор Решетников. Переэкзаменовка

Обучение по охране труда проводится следующим образом:

Первичное обучение и проверка знаний должны быть организованы в первый месяц работы у конкретного работодателя. После успешной сдачи экзамена или тестирования, оформляется протокол, выписывают удостоверение. Форма протокола и удостоверения приведены в приложениях к действующему Порядку обучения и проверки знаний требований охраны труда № 1/29 от 13 января 2003 года.

Периодическая проверка знаний проводится с периодичностью, установленной в разделе «Подготовка по охране труда» вашего локального Положения о системе управления охраной труда. Руководители и специалисты обучаются не реже 1 раза в 3 года, а рабочих целесообразно обучать чаще. Например, в различных отраслевых правилах по охране труда указано, что лица, выполняющие работы повышенной опасности, обучаются по ОТ ежегодно.

 

Нарушение 3. Допуск работников без медосмотров

Самые частые ошибки работодателя:

  • не организован предварительный медосмотр,
  • не вовремя провели периодический медосмотр
  • нарушили требования по оформлению направления, календарного графика и других документов.
  • не слышали про обязательное психиатрическое освидетельствование.

С 1 апреля вступил в силу приказ Минздрава России № 29н, утвердивший перечень вредных факторов и видов работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. Перечень вредных факторов является сборников всех возможных оснований для медосмотра, а конкретный объем можно узнать из результатов СОУТ у работников с вредными условиями труда.

Если у работника допустимые или оптимальные условия труда, по перечню вредных факторов медосмотр ему проходить не нужно, но возможно, что придется пройти медосмотр по отраслевой принадлежности (виду работ).

 

Пример

В бухгалтерии трудятся 4 бухгалтера. У них допустимые условия труда 2 класса. Кто-то подсказал, что нужно провести медосмотр по пункту 4.2.5 в приказе № 29н для пользователей ПЭВМ. Пункт 4.2.5 применяется в том случае, если у работника вредные или опасные условия труда. Поэтому медосмотр для бухгалтера по факту работы на ПЭВМ не нужен. Но у нас не вся информация.

Оказывается, речь идет о бухгалтерии медицинской организации. Поэтому открываем вид отраслевой принадлежности. А там есть пункт «Работники медицинских организаций», при этом не уточнено, о медперсонале идет речь, или о всей численности такого учреждения здравоохранения. Поэтому включайте всю бухгалтерию в список лиц на медосмотр.

 

Нарушение 4. Нарушения в процедуре СОУТ

Инспектор привлечет вас к ответственности, если:

  • не издать приказ о создании комиссии,
  • не составить календарный график СОУТ
  • не утвердить перечень рабочих мест председателем комиссии
  • не провести СОУТ вовремя
  • опоздать со сдачей декларации в ГИТ
  • не составить план мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  • не ознакомить работающих с результатами СОУТ
  • не издать приказ о назначении гарантий и компенсаций и т.д.

Ошибок очень много, но, если следовать требованиям федерального закона № 426-ФЗ и работать с опытными экспертными организациями, проводящими СОУТ, вероятность промаха снижается.

 

Нарушение 5. Не проведение оценки профессиональных рисков

2021 год стал революцией в области охраны труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда и 37 федеральных норм по промышленной безопасности. При этом регуляторная гильотина не смягчила требований к работодателю.

Во всех правилах указана обязательность применения результатов оценки рисков для разработки дополнительных мер безопасности. Ранее таких требований не было. Оценка рисков позволяет рассчитать, насколько опасна работа на конкретном рабочем месте, если все профессиональные риски будут реализованы. Главным итогом оценки рисков является план мероприятий по снижению риска или отказ от опасной работы, если нет возможности таким риском управлять.

По завершению работ по оценке рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

  • реестр опасностей;
  • отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • план мероприятий по управлению рисками
  • анализ эффективности мероприятий по снижению уровней риска

 

Нарушение 6. Отсутствие обязательных локальных нормативных актов, которые обязательно проверит инспектор

Какие документы являются обязательными для разработки – вот такой вопрос часто задают руководители и специалисты по ОТ.

Даем лайфхак для специалистов по охране труда:

Откройте приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

В этом документе перечислены обязательные документы по охране труда, которые должны быть у всех работодателей, и задача инспектора ГИТ – выявить недостающие и заставить их вести постоянно. Думайте как инспектор, предвосхищайте его положительные реакции от посещения вашей организации.

Обязательными документами являются:

Пункт Рекомендаций приказа Роструда № 77Перечень документов
9.1.Положение о системе управления охраной труда.
Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:
• приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;
• положение о системе управления охраной труда.
9.2.Политика и цели в области охраны труда
• документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;
• политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.
10.1.Политика и цели в области охраны труда
• документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;
• политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.
10.1.Оценка условий труда
• отчет о проведении специальной оценки условий труда;
• документ (распоряжение, приказ), утвердивший комиссию по специальной оценке условий труда;
• документы, подтверждающие ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда под роспись (карты специальной оценки условий труда, листы ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах).
10.2.Управление профессиональными рисками
перечень (реестр) опасностей;
• документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
• документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
• документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
11.1.Процедура подготовки работников по охране труда. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:
• программа вводного инструктажа, утвержденная работодателем;
• приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа;
• журнал проведения вводного инструктажа;
• программы инструктажей на рабочем месте, утвержденные работодателем;
• журналы проведения инструктажей на рабочем месте;
• программа обучения работников оказанию первой помощи при несчастных случаях;
• перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов);
• график проведения проверки знаний требований охраны труда работников организации;
• приказы об организации проведения стажировки на рабочем месте;
• инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях;
• приказ о создании комиссии работодателя по проверке знаний требовании охраны труда (при наличии);
• протоколы результатов проверки знаний требований охраны труда;
• удостоверения о прохождении проверки знаний требований охраны труда со сроком выдачи не более трех лет, содержащие актуальную информацию о наименовании организации-работодателя и занимаемой должности владельца удостоверения.
11.2.Процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников
• приказ об организации проведения медосмотров;
• списки лиц, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру;
• поименные списки работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям);
• журнал учета выдачи направлений на предварительные и периодические осмотры (обследования);
• заключения на работников и копия заключительного акта;
• графики прохождения работниками медицинских осмотров.
11.4.Процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников
• правила внутреннего трудового распорядка;
• графики сменности, с которыми работники ознакомлены под роспись (при наличии);
• порядок организации сменного графика работы, содержащийся в Правилах внутреннего трудового распорядка либо оформленный отдельным локальным актом.
11.5.Процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
• нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам организации;
• приказ об обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
• личные карточки выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
11.6.Приказ об обеспечении работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием
11.7.Процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией
• порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией;
• ответственность подрядчика;
• порядок контроля со стороны работодателя за выполнением согласованных действия по организации безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией.

Этот список документов практически исчерпывающий. Достаточно вести его, чтобы не было претензий по локальным актам.

 

Нарушение 7. Несвоевременные инструктажи работников

Инструктажи проводятся по следующему алгоритму:

При приеме на работу, после заключения трудового договора, работник направляется на вводный инструктаж по ОТ. Его проводит специалист по ОТ.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводит непосредственный руководитель (п. 2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда от 13.01.2003 № 1/29). Например, мастер или прораб. Они проходят соответствующее обучение и проверку знаний требований охраны труда в учебном центре.

Повторный инструктаж проводите не реже 1 раза в 6 месяцев (п. 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда от 13.01.2003 № 1/29, далее — Порядок № 1/29).

Другую периодичность инструктажей по охране труда для работ повышенной опасности могут устанавливать отраслевые и межотраслевые подзаконные акты (п. 2.1.8 Порядка № 1/29). К примеру, такое требование есть в правилах по охране труда на промышленном транспорте. Согласно этим правилам работодатель локальным актом утверждает перечень профессий, должностей работников и видов работ, к которым предъявляются повышенные требования охраны труда, и организует для них инструктаж на рабочем месте с периодичностью 1 раз в 3 месяца.

Внеплановые инструктажи проводятся при введении новых нормативных актов по ОТ, при вводе новых технологий, инструментов, оборудования, по предписанию инспектора ГИТ.

Целевой инструктаж проводят для выполнения работ с повышенной опасностью по наряду-допуску. Также этот вид инструктажа проводят в случае проведения разовых мероприятий, требующих особых мер безопасности.

 

Нарушение 8. Нарушения в порядке обеспечения и ухода за средствами индивидуальной защиты

Работодатель обязан бесплатно предоставлять работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты. Это указано в 221 статье Трудового кодекса Российской Федерации.

Кому положены СИЗ на конкретном предприятии или ИП, зависит от того, какая профессия у работника. Если в типовых нормах эта профессия указана, спецодежда работнику положена вне зависимости от класса условий труда, потому что и при допустимых условиях труда работник может подвергаться воздействию низких или высоких температур, риску получения механических повреждений или общепроизводственных загрязнений.

Все средства защиты должны быть выданы работнику с учетом его пола, роста, размера одежды и обуви, быть чистыми, исправными, иметь документы о соответствии требованиям Технического регламента о безопасности СИЗ.

Сертификаты и декларации должны быть действующими на момент приобретения СИЗ. Копии этих документов должны храниться у работодателя в течение 5 лет после истечения срока декларации или сертификата Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 (п.7.3).

Кроме выдачи СИЗ, необходимо еще за ними ухаживать, вовремя ремонтировать и списывать при преждевременном износе. Если на эти мероприятия не обратить внимание, претензии инспектора ГИТ будут неминуемы.

 

Нарушение 9. Некачественное расследование несчастных случаев или профессиональных заболеваний

Если произошел легкий несчастный случай с одним работником, необходимо известить территориальный орган ФСС. Сообщите в территориальный орган ФСС о легком несчастном случае в течение суток.

Если же в несчастном случае пострадали два человека и более человека, или несчастный случай тяжелый, или пострадавший умер, в течение 1 суток нужно известить по форме, утвержденной постановлением № 73 от 24 октября 2002 года, следующие инстанции:

  • соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления по месту госрегистрации юридического лица или физического лица в качестве ИП;
  • работодателя, направившего работника, с которым произошел несчастный случай;
  • территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего госконтроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
  • исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) (ст. 228.1 ТК РФ);
  • территориальное объединение организаций профсоюзов;
  • работодателя пострадавшего, если несчастный случай произошел с сотрудником другой организации, например, находящимся в командировке.
  • при остром отравлении уведомляется также территориальный орган Роспотребнадзора, также в суточный срок.

Внимание: территориальное объединение профсоюзов извещают даже в том случае, если работодатель не имеет в штате членов профсоюза. Если нарушить суточный срок извещения и сообщения в надзорные и иные инстанции, указанные выше, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

 

Нарушение 10. Не выплачиваются компенсации за вредные условия труда

Компенсации устанавливают исключительно по результатам СОУТ работающим с вредными условиями труда. Согласно ст. 5.27 КоАП нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 219 ТК РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. ТК РФ установлены следующие компенсации:

Класс (подкласс) условий трудаДоплата к окладу — минимум 4%Дополнительный отпускСокращенная рабочая неделя
3.1 — вредный первой степени+
3.2 — вредный второй степени++
3.3 — вредный третьей степени+++
3.4 — вредный четвертой степени+++
4 — опасный+++

Плановые и внеплановые проверки. Основания для внеплановых проверок

Проверки инспектора ГИТ бывают плановыми и внеплановыми. Орган государственного контроля уведомил организацию (или предпринимателя) о проведении плановой проверки в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, хотя такое уведомление должно быть произведено не позднее трех дней.

Орган государственного контроля должен направить копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (часть 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

✓ Плановые проверки проводят по чек-листам, а вот для внеплановых проверок чек-листы не предусмотрены.

✓ Внеплановые проверки проводятся, как правило, при поступлении информации о нарушении требований охраны труда.

По общему правилу проведение выездной внеплановой проверки должно быть согласовано с прокуратурой. Если основанием ее проведения стало причинение вреда здоровью сотрудников, то Роструд приступает к проверке незамедлительно, известив прокуратуру в течение суток (п. 12 ст. 10 закона № 294).

Работодателя не уведомляют о проведении внеплановой выездной проверки по причине причинения вреда здоровью граждан (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

По итогам проверки инспектор составляет акт, в котором фиксирует результаты, в том числе:

  • сведения о выявленных нарушениях;
  • о характере нарушений;
  • о лицах, которые допустили эти нарушения.

 

Какая ответственность ждет работодателей за нарушение требований охраны труда

Административную ответственность за нарушения в охране труда регулирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Виды и размеры административных наказаний за нарушение требований охраны труда устанавливает ст. 5.27.1 КоАП РФ, введенная в действие с 1 января 2014 года.

Статья 5.27.1 КоАП предусматривает довольно широкий диапазон ответственности за нарушения в сфере охраны труда. Специалист по охране труда должен знать не только, как не допустить правонарушений, но и что делать, если штраф все же был установлен.

Инспектор ГИТ назначит наказание по части 2 статьи 5.27.1 КоАП в виде предупреждения или оштрафует, если не проведете спецоценку или нарушите порядок ее проведения. Должностное лицо оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей, компанию — на сумму от 60 000 до 80 000 рублей. Если не проведете специальную оценку условий труда в срок, нарушение рассмотрят, как длящееся. При этом срок давности будут исчислять со дня, когда обнаружат нарушение.

Если в компании провели оценку условий труда с неоднократными нарушениями, работодателя могут оштрафовать по максимуму. Если порядок проведения спецоценки нарушили впервые и это не повлекло негативных последствий, штраф, скорее всего, назначат минимальный.

 

Пример

Генерального директора компании оштрафовали за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда. Директор обратился в суд с просьбой заменить штраф на предупреждение. Суд посчитал возможным назначить наказание в виде предупреждения, поскольку директора ранее не привлекали к ответственности и нарушение не повлекло вреда жизни и здоровью работников. Штраф заменили на предупреждение (Постановление Астраханского областного суда от 07.09.2016 № 4А-341/2016).

 

По части 3 статьи 5.27.1 КоАП оштрафуют, если выявят, что к работе допустили работников, которые не прошли:

  • обучение и проверку знаний требований охраны труда;
  • обязательные предварительные и периодические медосмотры;
  • обязательные психиатрические освидетельствования.

Инспектор назначит штраф должностному лицу от 15 000 до 25 000 рублей, компании — от 110 000 до 130 000 рублей. Наказание в виде предупреждения за допуск к работе без обучения по охране труда и медосмотров не предусмотрено.

Инспектор ГИТ назначит максимальное наказание — для компаний до 130 000 рублей, если выявит, что не провели обучение по охране труда или медосмотры. Минимальный штраф назначат, если есть смягчающие обстоятельства. Например, обучение провели только с частью сотрудников. Работодатели ошибочно полагают, что отсутствие обучения или медосмотров чревато последствиями, только если произойдет несчастный случай с работником. Инспектор оштрафует по максимуму вне зависимости от того, привело отсутствие обучения, медосмотров к несчастному случаю или нет.

Запомните – никакого суммирования штрафа по количеству работников. Суды уже давно «отменили» такие уловки инспекторов. Если постановления вынесены по результатам одной проверки за одни и те же нарушения, то и наказание должно быть одно. Вынесение постановления на каждого работника означает повторное наказание, а это недопустимо. Нельзя дважды наказывать за одно и то же правонарушение (Решения Мосгорсуда от 30.01.2017 № 7-2146/2017, от 08.02.2017 № 7-2056/2017; Забайкальского крайсуда от 16.05.2016 № 7-21-187/2016, от 16.05.2016 № 7-21-186/2016, от 16.05.2016 № 7-21-183/2016; Архангельского облсуда от 03.03.2016 № 7р-162/2016, от 03.03.2016 № 7р-161/2016, от 03.03.2016 № 7р-160/2016 и т.д).

Если не выдадите работникам СИЗ 2-го класса риска причинения вреда, накажут по части 4 статьи 5.27.1 КоАП. СИЗ 2-го класса — это средства защиты сложной конструкции, которые защищают от гибели или опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью сотрудника.

За невыдачу таких СИЗ должностных лиц оштрафуют на 20 000–30 000 рублей, компанию — на 130 000–150 000 рублей. За невыдачу СИЗ 1-го класса риска оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП — до 80 000 рублей.

За неприменение одних и тех же СИЗ работниками разных профессий или должностей могут оштрафовать по разным частям статьи 5.27.1 КоАП — части 1 или 4. Все зависит от того, для защиты от каких факторов работники применяют СИЗ и какой документ подтверждает их соответствие требованиям ТР ТС 019/2011. Например, если работник использует СИЗ защиты ног от ударов, вибраций, общих загрязнений — штрафовать работодателя за необеспечение будут по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Если такие СИЗ служат для защиты от проколов и порезов — за отсутствие СИЗ оштрафуют по части 4 статьи 5.27.1 КоАП.

 

Обратите внимание! Суд может снизить размер штрафа, который назначил инспектор ГИТ, — при наличии исключительных обстоятельств, связанных с нарушением и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании.

 

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП объединяет нарушения требований охраны труда, которые не перечислены в других частях. К примеру, по части 1 накажут, если работников не обеспечили смывающими и обезвреживающими средствами, не ознакомили сотрудников с условиями труда на рабочих местах, не представили инспектору ГИТ карты аттестации или специальной оценки условий труда.

Должностных лиц оштрафуют от 2000 до 5000 рублей, компании — от 50 000 до 80 000 рублей. При незначительном нарушении инспектор ГИТ вынесет предупреждение. Например, если работник в журнале регистрации инструктажей поставил подпись не в той графе. Какой вид наказания — предупреждение или штраф применить, решает инспектор ГИТ. От него зависит и размер штрафа. Инспектор примет решение исходя из личной оценки опасности нарушения. Он учтет обстоятельства совершенного нарушения, характер и степень его общественной опасности.

За нарушение требований охраны труда виновное должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 143 Уголовного кодекса РФ.

К уголовной ответственности привлекают только тех лиц, на которых возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда. Это происходит в том случае, если нарушения, совершенные таким лицом, повлекли по неосторожности:

  • причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  • смерть человека;
  • смерть двух или более лиц.

Если нарушения требований охраны труда повлечет по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, виновное лицо могут лишить свободы на срок до года (ч. 1 ст. 143 УК РФ).

Задайте вопрос эксперту
Куда отправить ответ
0
0
0
0
0
0
0