Никишина Валерия
КУРАТОР КУРСОВ ДПО, КОНСУЛЬТАНТ ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
Нормативно-правовая база
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ – это первая задача при налаживании воздухоохранной деятельности на предприятии.
Правовая база проведения инвентаризации выбросов:
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»;
- Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»;
- Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (размещается на сайте Минприроды, последняя редакция от 18.12.2023 г.);
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ОАО «НИИ Атмосфера», Санкт-Петербург, 2012 (не является нормативным актом, но содержит большое количество полезной информации).
Инвентаризация проводится согласно порядку, утвержденному Минприроды РФ. Сейчас действующим документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации, является Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871. Приказ вступил в силу с марта 2022 года и действует следующие 6 лет.
Кому требуется проводить инвентаризацию и кто ее проводит
Инвентаризация должна проводиться согласно требованиям Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статья 22, это обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если на их объектах ОНВ есть постоянно или временно действующие стационарные или передвижные источники выбросов. Необходимость инвентаризации даже не зависит от категории объекта ОНВ, ее должны провести все категории и актуализировать при необходимости, если на объекте происходят изменения, которые приведут к смене параметров выбросов веществ.
Руководитель предприятия принимает решение в форме приказа о проведении инвентаризации выбросов на объекте НВОС, этим решением определяются сроки ее проведения и назначается ответственное должностное лицо.
Инвентаризация на объектах ОНВ, которые вводятся в эксплуатацию, должна быть проведена не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию. Как правило, инвентаризация на только что построенных объектах может проводиться на основании расчетов выбросов, выполненных в составе проектной документации на строительство объекта (разделы МООС, ОВОС).
Данные инвентаризации выбросов на объекте ОНВ становятся основой для выполнения таких видов работ, как:
- постановка объекта ОНВ на государственный учет с присвоением категории опасности;
- составление программы ПЭК;
- составление плана мероприятий при НМУ;
- проведение расчета рассеивания веществ в атмосферном воздухе (для различных целей);
- подача заявки на получение КЭР;
- подача ДВОС (декларации о воздействии на окружающую среду);
- установление НДВ загрязняющих веществ;
- разработка проекта СЗЗ.
Какие источники включаются в инвентаризацию
Сейчас, с учётом последних изменений в законодательстве, в ходе инвентаризации нужно учитывать не только стационарные, но и передвижные источники выбросов.
Виды стационарных ИЗАВ:
- организованные (выброс через специальные устройства, например, в дыхательный клапан), в том числе точечные и линейные;
- неорганизованные (выброс в составе ненаправленных потоков газа, например, неплотности оборудования, места пересыпки материалов и т.д.), в том числе площадные.
К передвижным источникам выброса относят:
- автотранспорт;
- строительную и специальную технику;
- сельскохозяйственную технику;
- дорожную технику;
- воздушный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- водные суда;
- выбросы от стоянок и гаражей, где передвижные источники выброса обслуживаются, ремонтируются, разгружаются и т.д., если такие выбросы не учтены ранее в составе стационарных источников.
Передвижные источники – когда можно не включать в отчет
Передвижные источники разрешено не учитывать в инвентаризации при соблюдении условий:
- если они не принадлежат предприятию, ведущему деятельность на объекте ОНВ;
- если они не эксплуатируются на объекте ОНВ;
- если два условия выше не соблюдаются, то передвижные ИЗАВ можно не учитывать, если:
- на объекте нет промышленного производства;
- на объекте используется только легковой транспорт и автобусы для перевозки людей (не более 20 ед. в день) и грузовой транспорт (не более 3 ед. в день).
Актуальный порядок проведения инвентаризации
Согласно Приказу № 871, нужно соблюдать приоритет инструментального метода расчета выбросов загрязняющих веществ над расчетным. При этом есть исключения, когда состав выбросов может определяться расчетным способом. Сейчас на сайте Минприроды России размещен перечень методик расчета, допущенных к использованию при проведении инвентаризации выбросов.
Этапы инвентаризации:
- подготовительный – ознакомление с документацией, с данными предыдущей инвентаризации, сбор информации, составление материального баланса;
- проведение инвентаризационного обследования (идентификация источников выделения и выброса, в том числе стационарных и передвижных, определение залповых выбросов, изучение состояния ГОУ);
- установление типов, видов, наименований и характеристик стационарных и передвижных источников выброса;
- систематизация сведений о размещении источников выброса (определение координат, подготовка картографического материала);
- определение показателей выбросов, в том числе качественного и количественного состава выбросов;
- документирование хода и результатов инвентаризации выбросов, оформление тома инвентаризации.
Корректировка инвентаризации
Инвентаризация не имеет срока действия, но ее нужно откорректировать, если на предприятии происходят изменения, которые затрагивают технологические процессы так, что это в определённой степени влияет на показатели выбросов вредных веществ, либо поменялось сырье, продукция, источники энергии, а также добавились источники выбросов. Иногда приходится менять инвентаризацию по причине внешних проверок уполномоченных органов, если они нашли несоответствия. Стоит иметь в виду, что в таких случаях вы можете не корректировать инвентаризацию, а сразу провести новую.
Корректировка инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения причин корректировки, относящихся к изменениям технологического процесса на объекте. При этом, если корректировка нужна по причинам изменений параметров выбросов, обнаруженных в ходе внутреннего или внешнего контроля, а также при изменении нормативной базы, необходима подготовка предложений для разработки новых НДВ для данного объекта ОНВ.
Составление отчёта об инвентаризации
После окончания процедуры составляется отчет об инвентаризации выбросов. Он утверждается только руководителем объекта и нигде не согласовывается. Обязательно нужно хранить предыдущий отчет, срок хранения не ограничен.
Состав отчёта об инвентаризации:
- реквизиты организации: наименование, организационно-правовая форма субъекта, адрес предприятия и т.д.;
- краткое описание деятельности на объекте ОНВ (сырье, энергоресурсы, материалы, объемы продукции, услуг, описание технологических процессов и оборудования, сведения о ГОУ, предыдущие мероприятия по снижению воздействия на атмосферный воздух);
- сведения о произошедших изменениях в технологии, повлекших изменение объемов выбросов, а также о причинах таких изменений;
- краткая характеристика окружающей территории (жилая, промышленная зона, сельскохозяйственные угодья, нормируемые территории) с указанием расстояния до ближайшего жилья и зон с особыми условиями использования территории;
- размеры и границы СЗЗ (если она необходима предприятию);
- информация об ответственных должностных лицах.
Кроме того, в отчете об инвентаризации приводятся данные о методах инвентаризации, использованные нормативно-правовые акты, картографические данные, отчётные документы при инструментальном определении параметров выбросов.
В приложениях к Приказу № 871 есть образцы таблиц, которые нужно представлять в отчёте. В этих таблицах систематизируется объем информации, полученной в ходе инвентаризации.