Росгидромет – это Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подчиняющаяся Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Оказание государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения осуществляется Росгидрометом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Многие услуги этого ведомства оказываются на платной основе. Именно этот орган предоставляет прогнозы НМУ, которыми должны руководствоваться компании, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Рассмотрим, как измениться порядок оповещения о наступлении НМУ с 1 января 2026 года.
Керендясева Мария
Руководитель направления "Экология"
Что такое прогнозы НМУ
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ, статья 19, в нынешней редакции гласит, что в городских и сельских поселениях исполнительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют проведение мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) в порядке, определённом органами государственной власти субъектов РФ по представлениям территориальных органов Росгидромета и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
Информация о НМУ предоставляется территориальными органами и подведомственными организациями Росгидромета в форме прогнозов о НМУ I, II и III степени опасности. При получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением объектов ОНВ IV категории), обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Разработка мероприятий требуется для источников выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. Напомним, что предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации посредством Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2023 г. № 2909-р. Нормированию подлежат стационарные источники, выбрасывающие данные вещества.
После согласования плана мероприятий в периоды НМУ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ работа строится следующим образом:
- объект осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно установленным НДВ;
- ЦГМС производит мониторинг состояния атмосферы и составляет прогноз наступления НМУ по данному населенному пункту или его части;
- при наличии опасности возникновения НМУ ЦГМС оповещает органы власти;
- органы власти оповещают объекты ОНВ;
- объекты фиксируют прогнозы НМУ и проводят мероприятия, утверждённые планом мероприятий.
Нормативные акты по теме
Ранее у нас был единственный документ, касающийся мероприятий при НМУ и действующий на федеральном уровне – это РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях». В нем описывалось, как определить воздействие на атмосферный воздух в период НМУ расчётным путем, а также какие мероприятия для типовых производственных объектов можно рекомендовать. Сейчас РД также действует в части, не противоречащей новым нормативным требованиям, и носит рекомендательный характер, но помимо него приняты и используются новые НПА.
Так, для составления и передачи прогнозов о наступлении НМУ используется приказ Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» (с изменениями и дополнениями).
Приказом Минприроды РФ от 28.11.2019 г. № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» утверждены требования к мероприятиям в период наступления НМУ, в которых отражены общие вопросы разработки мероприятий при НМУ с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ.
В настоящее время в каждом субъекте РФ действуют местные нормативные акты, определяющие порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Порядок передачи метеоинформации регламентируется Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425. Согласно п. 2 Положения к информационным услугам относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической, режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»:
информация общего назначения — полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
специализированная информация — информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.
В силу п. 11 Приказа Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899 информация о наступлении НМУ является специализированной, т.е. она не входит в перечень общей информации, указанной в Приложении к Положению. Бесплатно информация о НМУ предоставляется только государственным органам; другим получателям — по договору об информационных услугах.
Изменения федерального законодательства
В конце прошлого года вышел Федеральный закон от 28.12.2024 № 548-ФЗ, меняющий порядок оповещения о наступлении НМУ, новшества вступают в силу с 1 марта 2026 года.
Во-первых, закон внес новые термины в Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ:
прогноз неблагоприятных метеорологических условий — информация о формировании метеорологических условий, способствующих накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха;
общий прогноз неблагоприятных метеорологических условий — прогноз неблагоприятных метеорологических условий на территориях городских и сельских поселений;
специализированный прогноз неблагоприятных метеорологических условий — прогноз неблагоприятных метеорологических условий, подготовленный в отношении отдельных стационарных источников и (или) их совокупности
Таким образом, не все прогнозы о НМУ теперь являются специализированной платной информацией. Общие данные о наступлении НМУ – это общий прогноз, а конкретные данные для конкретных источников выбросов на отдельных объектах ОНВ – это специализированная информация.
Во-вторых, закон № 548-ФЗ привнес изменения в статью 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ. Согласно им, общий прогноз НМУ предоставляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Росгидромету (ЦГМС, УГМС) следующим организациям, которые обеспечивают контроль за проведением мероприятий по снижению выбросов:
- территориальным органам Росприроднадзора,
- соответствующим надзорным исполнительным органам субъектов РФ,
- Федеральной службе безопасности (для подчиняющихся ей объектов ОНВ).
Уполномоченный орган власти, получив общий прогноз на НМУ, обеспечивает информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны проводить мероприятия. При этом предоставление специализированного прогноза НМУ лицам, осуществляющим деятельность на объектах I-III категорий, ведется учреждениями ЦГМС, УГМС за отдельную плату. Одновременно такой специальный прогноз передается бесплатно территориальным органам Росприроднадзора и всем уполномоченным органам субъекта РФ, которые обеспечивают контроль за проведением мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Важное новшество: для объектов I категории, за исключением объектов, на которых осуществляются регулируемые виды деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и обращения с ТКО, обязательно иметь специализированный прогноз НМУ и при их наступлении проводить мероприятия согласно плану. Остальным объектам достаточно иметь общий прогноз НМУ и организовывать мероприятия при их наступлении согласно этому прогнозу.
Наконец, закон № 548-ФЗ ввел полномочия Росприроднадзора по установлению:
- требований к мероприятиям по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ и их проведению при поступлении общих или специализированных прогнозов НМУ;
- требований к содержанию, составу, форме, порядку разработки, согласования и утверждения плана мероприятий при НМУ;
- порядка предоставления общего прогноза НМУ;
- порядка предоставления специализированного прогноза НМУ, требования к составу и содержанию такого прогноза, размер и порядок взимания платы за подготовку и предоставление такого прогноза.
Обратите внимание! До этих пор в разных регионах существуют собственные порядки, положения и рекомендации в этой сфере, после 1 марта 2026 года такие НПА станут едиными федеральными.