В статье мы расскажем, каким организациям необходимо разрабатывать проект НДВ, и разберем особенности подготовки проекта для различных типов объектов негативного воздействия на окружающую среду.
В статье мы расскажем, каким организациям необходимо разрабатывать проект НДВ, и разберем особенности подготовки проекта для различных типов объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Десять лет назад все природопользователи обязаны были иметь разработанный и утверждённый проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) независимо от размера предприятия и степени его опасности для природы и человека. Теперь государство подходит к вопросу иначе, и для каждой категории объектов ОНВ установлена своя система требований.
Объекты ОНВ оказывают разное воздействие на окружающую среду, и для учета выбросов в атмосферу предприятия обязаны провести инвентаризацию таких выбросов согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: определить, какие вещества, в каком количестве и из каких источников выбрасываются. Ее должны провести все, у кого есть источники выбросов, независимо от того, к какой категории относится объект ОНВ. Порядок проведения инвентаризации указан в Приказе Минприроды России от 19.11.2021 № 871. Инвентаризируют не только стационарные (неподвижные) источники выброса, но и передвижные. При проведении инвентаризации обязательно учитываются абсолютно все выбрасываемые загрязняющие вещества. Затем по результатам инвентаризации может быть разработан проект НДВ – проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Владельцы объектов, относящихся к категориям с первой по третью, обязаны разработать нормативы допустимых выбросов. Объекты IV категории освобождены от этой обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов (они же – НДВ или ПДВ) нужно разрабатывать для стационарных источников выброса в отношении веществ, включенных в особый перечень нормируемых веществ, который определяется правительством. В конце 2023 г. утверждено Распоряжение Правительства РФ № 2909-р с обновленным перечнем загрязняющих веществ, подлежащих нормированию. Документ начал действовать с 1 января 2024 года. Он заменил собой Распоряжение Правительства России от 8 июля 2015 г. № 1316-р.
Расчеты НДВ содержат, помимо общей информации, перечень загрязняющих веществ, расчеты рассеивания выбросов этих веществ и перечень источников с наибольшим воздействием, а также рассчитанные значения НДВ для стационарных источников выброса, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях. Передвижные источники выброса не подлежат нормированию. Расчет НДВ должен пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах Роспотребнадзора. Результат такой экспертизы – санитарно-эпидемиологическое заключение.
НДВ, рассчитанные для объектов ОНВ I категории, включаются в состав особого разрешительного документа – комплексного экологического разрешения (далее – КЭР). КЭР включает нормативы только на самые опасные вещества, относящиеся к 1 и 2 классу согласно санитарной классификации. При этом в состав КЭР входят не только нормативы допустимых выбросов, но и технологические нормативы. КЭР нужно получить для всех объектов I категории до 1 января 2025 года. Оно действует 7 лет и может быть откорректировано при изменениях в производстве. Для I категории НДВ разрабатываются еще на этапе проектной документации на строительство. Основой для расчета нормативов выбросов становится информация из проектной документации.
Технологическими называют нормативы выбросов, которые рассчитывают на единицу произведенной продукции предприятия, при этом не играет роли соответствие этих выбросов санитарным нормам. Для них проверяется соответствие выбросов особых маркерных веществ стандартам наилучших доступных технологий и основанным на НДТ технологическим показателям, утверждённым Минприроды РФ. Соответствие технологических показателей объекта эталонным показателям является подтверждением того, что объект может получить КЭР. Сейчас проектирование и ввод в эксплуатацию объекта I категории, если он не соответствует НДТ, запрещено.
Если НДВ не может быть соблюден по причине превышений норм ПДК (или ОБУВ) на жилье или в границах СЗЗ, то для такого объекта устанавливается временно разрешенный выброс (ВРВ). Для объектов I категории в такой ситуации разрабатывают программу повышения экологической эффективности. Программа рассчитана на 7 лет, в течение которых предприятие снижает выбросы, чтобы достичь нормативов.
Отметим, что НДВ разрабатывается отдельно на период строительства объекта, а также для этапов сноса (ликвидации), чаще всего за это отвечает подрядчик стройки. Проектная документация содержит необходимую информацию, чтобы разработать и согласовать НДВ.
Строительная площадка – это отдельный объект ОНВ, относящийся к III либо IV категории, соответственно, и требования к нормированию выбросов от нее иные. Проект НДВ для стройки разрабатывается по правилам для III категории, если срок стройки превышает полгода. В случае, когда строительство идет менее полугода, то объект ОНВ относится к IV категории, для которой проект НДВ не нужен.
Многие объекты I категории пока не имеют КЭР, и для них можно получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ. Порядок разработки НДВ и получения разрешений утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, метод расчета НДВ – в Приказе Минприроды РФ от 11 августа 2020 г. № 581. Такой проект НДВ – отдельный документ, который действует 7 лет или до получения КЭР. Однако с учетом того, что к концу 2024 году у всех «первокатегорийных» должно быть КЭР, эта поблажка уже практически неактуальна.
Объекты ОНВ, относящиеся ко II категории, обладают чуть меньшим потенциалом опасности, требования законодательства к ним чуть ниже. Для объектов II категории предусмотрено нормирование выбросов абсолютно всех веществ при их соответствии двум критериям:
То есть, нормируются все вещества, входящие в список веществ из распоряжения № 2909-р.
Если для объекта I категории есть однозначное требование соответствовать НДТ и получать КЭР, то для II категории есть выбор:
Требования к подаче такой декларации приведены в статье 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, форма и порядок заполнения ДОВОС – см. Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509. Одновременно с подачей ДОВОС представляются, в том числе, расчеты нормативов допустимых выбросов.
Расчет НДВ в составе приложения к ДОВОС проводится с использованием данных отчета об инвентаризации выбросов либо полученных из проектной документации на объект.
Декларация подается раз в 7 лет, но при любых изменениях, которые приводят к изменениям в выбросах, нужно ДОВОС подавать заново. Никаких отсрочек для II категории нет, как только у объекта заканчивается хотя бы один разрешительный документ, полученный до 1 января 2019 года, предприятие обязано подать ДОВОС.
Когда НДВ нельзя установить по причине превышений ПДК на нормируемых территориях, устанавливают ВРВ. В таком случае вместе в ВРВ разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды. Такой план рассчитан на срок не больше 7 лет.
Так же, как и для I категории, для объекта II категории на этапе его строительства разрабатывается проект НДВ для строительной площадки как для независимого объекта ОНВ со своей особой категорией. Расчет НДВ для уже построенного объекта II категории проводится на основании данных, приведённых в проектной документации на строительство и отчете об инвентаризации.
Наконец, последняя категория объектов, которая в рамках требований законодательства обязана иметь НДВ, это III категория. К ней относятся объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты III категории, так же, как и других категорий, в первую очередь обязаны провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ.
Для III категории НДВ устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) из списка нормируемых веществ распоряжения № 2909-р.
Рассчитанные НДВ проходят экспертизу и получают СЭЗ в Роспотребнадзоре, утверждать их где-либо еще не нужно. Разрешение на выбросы для объекта III категории не предусмотрено.
Для объектов III категории разрешительные документы, полученные до 1 января 2019 года и все еще сохраняющие актуальность, формально действуют до конца установленного срока (см. Письмо Минприроды от 25.10.2018 г. № 12-50/08871-ОГ). Однако на практике контролирующие органы обязывают предприятия разработать документацию по новым требованиям.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, которое определяет положение о ПДВ, для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов ОНВ на государственный учет выбросы, за исключением веществ I, II класса опасности, признаются осуществляемыми в пределах НДВ. Другими словами, что выбрасывается в атмосферу, то и является нормативом. Фактические выбросы других загрязняющих веществ, не относящиеся к 1 и 2 классу, подтверждаются на объекте результатами производственного экологического контроля.
Если объект строящийся, сама строительная площадка может быть тоже отнесена к III категории, если срок стройки дольше, чем полгода. Несмотря на то, что категории объекта строительства и уже действующего объекта могут совпадать, это не означает, что это идентичные объекты. Расчет НДВ для действующих объектов III категории проводится на основании данных инвентаризации и проектной документации.
В случае необходимости установления ВРВ разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды. План рассчитан на срок не больше 7 лет. ВРВ устанавливаются разрешением на ВРВ.