В статье разберемся, необходимо ли ставить на учет строительные площадки как объекты НВОС, и в чем особенность их постановки на учет, и на ком лежит ответственность за выполнение данного требования.
В статье разберемся, необходимо ли ставить на учет строительные площадки как объекты НВОС, и в чем особенность их постановки на учет, и на ком лежит ответственность за выполнение данного требования.
Постановка объектов негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет ведется примерно с 2016 года. Требования к процессу постановки объектов на государственный учет начали создавать еще в 2015 году после изменения законодательства и начала введения системы экологического контроля и надзора, основанной на категориях объектов НВОС.
Требования к госучету объектов НВОС, относящихся к объектам I — III категорий, установлены в статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Такой учет объектов необходим для:
Государственный учет объектов НВОС включает в себя в том числе учет выбросов в атмосферный воздух, вредных физических воздействий, а также учет в области обращения с отходами производства и потребления.
Постановка на госучёт объектов НВОС (а также актуализация сведений при необходимости) производится через подачу заявки по форме, утверждённой Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532. Постановка объекта на учет подтверждается выдачей свидетельства в виде выписки из реестра с QR-кодом.
Порядок постановки объектов НВОС на государственный учет определен статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Форма заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС утверждена Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.
Если раньше, начиная с 2015 года, когда начали ставить на учет объекты НВОС, вопрос необходимости постановки на учет строительных площадок был спорным, то с выходом постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» по этому вопросу есть однозначный ответ – строительную площадку обязательно ставить на учет.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 2398 от 31.12.2020, появились критерии отнесения строительных объектов к объектам НВОС. ПО этим критериям, в случае продолжительности строительства до 6 месяцев, объект должен быть отнесен к IV категории негативного воздействия на окружающую среду, а, в случае продолжительности более 6 месяцев – к III категории опасности.
Постановка стройплощадки на учет как объекта НВОС необходима только в том случае, если объект относится к третьей категории, так как с прошлого года объекты четвертой категории на учет ставить не нужно.
Сервисом для постановки объекта НВОС на учет является Личный кабинет природопользователя на портале Росприроднадзора. Вход в ЛКПП идет через «Госуслуги» либо через личную регистрацию. В аккаунте предприятия в ЛКПП видны все его объекты НВОС, при необходимости постановки на учет нового объекта (в нашем случае строительной площадки) это делается через опцию «Поставить объект на учет». В зависимости от уровня надзора объект ставится на учет либо в территориальном органе Росприроднадзора, либо через уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Заявка на постановку на учет может подана в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, а также подана в бумажном виде лично на руки либо посредством почтового отправления.
Сведения для заполнения заявки о постановке на учет строительного объекта берутся не из отчёта об инвентаризации источников выбросов, как это обычно делается для производственных площадок, а из природоохранного раздела проектной документации «Мероприятия по охране окружающей среды» и материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Это спорный вопрос. Сначала посмотрим, что говорит на эту тему закон.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Статья 69.2.
На этот счет есть и соответствующие разъяснения Росприроднадзора.
Письмо Росприроднадзора от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531 «О предоставлении разъяснений»
[…]
Пунктом 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Для описанного в обращении случая осуществления деятельности по строительству обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет возникает у юридического лица, непосредственно осуществляющего работы по строительству на строительной площадке.
Как мы видим, по мнению РПН основную ответственность несет лицо, непосредственно ведущее строительство. Не совсем ясно, на кого возлагается эта обязанность, ведь чаще всего стройка ведется множеством подрядных и субподрядных организаций, которыми руководит генеральный подрядчик, выполняющий работу для заказчика стройки. Общая рекомендация в этом случае будет такая: правоотношения и обязанности в этой сфере можно прописать в договоре на выполнение услуг, и тогда в рамках договора решить, кто будет ставить объект стройки на учет.
Согласно ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки, которая подается юридическими лицами или ИП не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов НВОС. При заполнении заявки в ЛКПП есть соответствующее поле с датой ввода объекта в эксплуатацию. С точки зрения законодательства, площадка строительства не вводится в эксплуатацию. Есть только определённый срок начала строительства и его окончания, после чего в эксплуатацию будет вводиться уже построенный объект.
На этот случай Минприроды тоже выпустил разъясняющее письмо.
Письмо Минприроды России от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов»
[…]
раздел «Проект организации строительства» […] должен содержать, в том числе обоснования принятой продолжительности строительства […]
Учитывая изложенное, полагаем, что продолжительность строительства определяется соответствующей проектной документацией на объекты капитального строительства.
Для объектов НВОС, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, дату утверждения проектной документации.
Таким образом, рекомендуется в заявке в поле «дата ввода в эксплуатацию» указывать дату выдачи разрешения на строительство либо дату, когда проектная документация утверждена заказчиком и подписана.
В этом же письме от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ Минприроды затрагивает еще одну важную тему по стройплощадкам. Строительство оканчивается, и на месте одного объекта НВОС появляется совершенно другой, новый производственный объект. Он отличается по виду деятельности и по характеру воздействия на окружающую среду.
Согласно письму, после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию может быть изменена категория объекта и (или) может быть принято решение о необходимости смены уровня государственного экологического надзора (федеральный или региональный).
Деятельность по строительству завершается при получении разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, после окончания строительства можно актуализировать данные об объекте НВОС и «сделать» из него новый производственный объект, возможно, с другим уровнем надзорности, а можно объект ликвидировать, удалить из реестра и на его месте поставить на учет новый объект.