Побочные продукты — это материалы или вещества, которые образуются в процессе производства наряду с основным продуктом. В отличие от отходов, которые подлежат исключительно утилизации или переработке, побочные продукты могут иметь ценность и использоваться в других процессах или продаваться. В статье расскажем, как регулировать деятельность, связанную с учетом побочного продукта производства.
Керендясева Мария
Руководитель направления "Экология"
Суть проблемы «отход или побочная продукция»
Есть некоторые проблемные вопросы в экологической практике, которые остро стояли у многих природопользователей довольно долгое время. Среди таких вопросов и тема обращения с отходами, которые могут быть использованы повторно как сырье или продукция (например, отходы птицеводства). Камнем преткновения здесь является то, что с одной точки зрения такие вещества – это отходы, и на них должны распространяться все требования экологического и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, а с другой стороны – это товарный продукт либо сырье для предприятия, на котором такое вещество образуется.
Например, что касается отходов птицеводства, а именно, перепревшего помета. Процесс перепревания помета из состояния свежего до состояния, в котором его можно использовать как удобрение, довольно сложный, может осуществляться разными способами и занимать длительное время (до 12 месяцев). Если рассматривать помет как отход, по отношению к нему будут актуальны такие требования законодательства, как
- необходимость получения лицензии на обращение с отходами в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ,
- необходимость внесения пометохранилища в реестр ГРОРО в качестве объекта размещения,
- обязанность по проведению государственной экологической экспертизы его как объекта хранения и/или обезвреживания отхода, разработка паспортов на отходы, уплата платы за НВОС за хранение отходов и т.д.
Законодательное регулирование
С выходом Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ (вступил в силу 1 марта 2023 г), который внес новое понятие «побочный продукт производства», а также «вторичные ресурсы» в законодательное поле, многое изменилось в сфере обращения с отходами животноводства, а также со всеми другими отходами производства, которые можно использовать как побочный продукт. Данный закон дополнил Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», внеся в него статью 17.1 «Требования к обращению с вторичными ресурсами», а Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ дополнен статьей 51.1 «Требования при обращении с побочными продуктами производства».
Термины:
вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии;
вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности;
побочные продукты производства — вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации
Как перевести отход в побочный продукт
Если на предприятии образуется определённое количество веществ, субстанций, которые могут быть потенциально использованы в производстве или проданы другим для такого использования, то имеет смысл задуматься о переводе их из статуса отходов в статус побочной продукции.
Обратите внимание, что существует перечень веществ, которые не могут быть переведены в побочную продукцию, он установлен Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р, в частности, это вещества, содержащие стойкие органические загрязнители, отходы, подлежащие регулированию в рамках Базельской конвенции, а также ряд наименований ядовитых отходов, содержащих ртуть, мышьяк и т.д.
Есть ряд критериев, согласно которым вещество не может быть признано побочной продукцией. Так, если вещества размещаются на объектах размещения отходов, за них вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, и они не используются в собственном производстве, либо не передаются другим лицам по истечении 3 лет с момента перевода в побочную продукцию производства, то такие вещества признаются отходами.
Нужно иметь в виду, что при принятии решения о переводе отхода в статус побочной продукции необходимо наладить на предприятии ряд новых процессов, а также разработать несколько новых документов, начиная с уставных документов предприятия, заканчивая техническими условиями, регламентами, технологическими картами, различными сертификатами. Вещество должно быть учтено в бухгалтерской документации и в логистических процессах, а лучше вообще во всех документах предприятия не как отход, а как побочная продукция. Если процесс получения продукта представляет собой новую технику, технологию, можно попасть под требование необходимости проведения Государственной экологической экспертизы. поэтому рекомендуется оценить финансовые риски со всех сторон и определить, что выгоднее – оставить отход отходом или перевести в продукт.
Побочная продукция – учет на предприятии
Такая продукция учитывается иным образом, нежели отходы. Учет образования и движения побочной продукции ведется в рамках отчетности по программе производственного экологического контроля.
Весной 2023 года появился документ, вносящий редакцию в приказ № 109, который определяет требования к программе ПЭК. Приказ Минприроды России от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109» внес в приказ № 109 подпункт 6(1), описывающий соответствующий раздел программы производственного экологического контроля «Сведения о побочных продуктах производства». Согласно требованиям нового пункта, в соответствующем разделе программы ПЭК приводится:
- перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства;
- показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;
- периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства;
- планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;
- планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);
- сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
- сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).
Далее, если побочная продукция предназначена для собственных нужд предприятия, в разделе программы ПЭК указываются сроки ее планируемого использования, если же они не будут использоваться, то приводятся планируемые сроки передачи побочных продуктов другим лицам. В случае использования у себя предприятие предоставляет информацию о результатах такого использования, а именно какое сырье или продукцию и в каком количестве удалось получить из побочных продуктов производства.
Однако получение качественного сырья, продукции из побочной продукции и их соответствие нормативным требованиям нужно подтверждать соответствующими документами, поэтому в программе ПЭК нужно указать информацию о реквизитах документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции (технические условия, технический регламент, технические требования). При этом даже в случае передачи побочной продукции другим лицам нужно указать в программе производственного экологического контроля, как эти лица планируют ее использовать.
Внесение платы за побочную продукцию
Если побочная продукция подтверждает свой статус, то плата за НВОС за нее, конечно, не вносится. Но если условия перевода отходов в статус побочной продукции нарушены, то придется рассчитать и внести плату за нее как за отход. Так, согласно статье 16.11 Федерального закона № 7-ФЗ:
4. В случае признания побочных продуктов производства отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 настоящего Федерального закона плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались такие побочные продукты
При этом, согласно ст. 16.3, в случае признания побочных продуктов производства отходами размер платы при размещении отходов исчисляется с применением к ставкам платы дополнительного коэффициента, равного 52. Указанный коэффициент применяется к ставкам платы, если побочные продукты производства размещены на объектах размещения отходов по истечении 11 месяцев с даты образования таких продуктов.