Присоединяйтесь к обсуждению всех материалов в нашем Телеграм-канале
Подписаться
В июне 2025 года на Камчатке произошел трагический случай: на территории рыбоперерабатывающего завода водитель вилочного погрузчика не заметил коллегу и насмерть задавил 45-летнего рабочего. Эта страшная авария наглядно показала, какие риски таят в себе погрузо-разгрузочные работы и к каким последствиям приводит пренебрежение требованиями охраны труда. Чтобы предотвратить подобные трагедии, работодателям необходимо грамотно организовать систему охраны труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Рассмотрим, какие меры для этого обязательны и чем грозят нарушения.
Глазунов Андрей
КУРАТОР КУРСОВ ДПО, КОНСУЛЬТАНТ ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
Обязательные мероприятия при погрузо-разгрузочных работах
Назначение ответственного. Первое, что должен сделать работодатель — назначить приказом ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Этот сотрудник (например, начальник склада или сменный мастер) контролирует соблюдение требований безопасности при работе с грузами. Правила по охране труда, утвержденные приказом Минтруда РФ от 28.10.2020 № 753н (далее — правила № 753н), прямо требуют присутствия ответственного при выполнении отдельных операций. Например, погрузка краном груза с неизвестной массой — п. 27 Правил № 753н. Без такого контроля определенные работы проводить нельзя. Назначение ответственного лица повышает дисциплину и безопасность на участке.
Приказ о назначении ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ: образец
Разработка инструкций и организация рабочих мест. Работодатель обязан разработать и утвердить инструкции по охране труда именно для погрузочно-разгрузочных работ на своем предприятии. В инструкциях прописывают безопасные методы и приемы работы с учетом местных условий. Кроме того, следует правильно организовать рабочие места: площадки для погрузки и выгрузки должны иметь прочное ровное основание, достаточную площадь, безопасные подъезды и проходы. Нельзя загромождать проезды и проходы грузами — это запрещено п. 3.3 ГОСТ 12.3.009.
Границы зон складирования, маршруты движения погрузчиков и опасные зоны необходимо обозначить разметкой или знаками, обеспечить достаточное освещение. Пункт 3.9 ГОСТ 12.3.009-76 обязывает оснащать места проведения работ защитными ограждениями и знаками. Тем самым рабочая зона будет четко выделена, а посторонние не зайдут под движущийся груз.
Инструкция по охране труда для погрузочно-разгрузочных работ: образец
Идентификация опасностей и оценка рисков. До начала работ работодатель должен выявить все опасные и вредные факторы при погрузке/разгрузке и провести оценку профессиональных рисков (п. 4 Правил № 753н). Например, это могут быть падение груза, наезд транспортного средства, вибрация, шум, пыль, физическое перенапряжение и др. Выявленные риски важно либо устранить, либо снизить до допустимого уровня. Если полностью исключить опасность не получается, нужно предусмотреть меры защиты — от коллективных (ограждения, сигнализация) до средств индивидуальной защиты. Таким образом, оценка профрисков — обязательное предварительное мероприятие, позволяющее предотвратить травмы. Кроме того, работодатель вправе установить дополнительные меры безопасности сверх минимальных требований, если это улучшит условия труда (п. 5 Правил № 753н). Например, можно применить специальное приспособление для удержания груза, дополнительные упоры, датчики заднего хода на погрузчике — все, что снижает вероятность несчастного случая.
Обучение и инструктажи персонала
Каждый работник, занятый на погрузо-разгрузочных работах, должен пройти обучение безопасным методам работы и обязательные инструктажи. Согласно подп. 2 п. 4 Правил № 753н и требованиям Порядка обучения, утвержденного постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464, работодатель обязан организовать для таких сотрудников комплексное обучение и проверку знаний. Это включает несколько этапов:
Инструктажи по охране труда. Провести вводный инструктаж при приеме на работу и первичный инструктаж на рабочем месте до допуска сотрудника к погрузо-разгрузочным работам. На вводном рассказывают общие правила поведения на территории и основные опасности, на первичном — конкретные безопасные приемы работы с грузами, методы использования оборудования, возможные аварийные ситуации. В дальнейшем не реже одного раза в 6 месяцев проводить повторные инструктажи для всех работников, выполняющих эти работы. Инструктажи по охране труда: подробный гайд
Обучение по программам «Б» и «В». Помимо инструктажей, работники должны проходить обучение требованиям охраны труда в специализированных программах. По правилам обучения, для грузчиков, стропальщиков, водителей погрузчиков и других подобных профессий обучение по программе «Б» (общие требования охраны труда для работников рабочих профессий) проводится не реже одного раза в 3 года, а по программе «В» (обучение безопасным методам работы на работах повышенной опасности) — ежегодно. Эти программы обычно включают теорию и практику по безопасному выполнению погрузочно-разгрузочных операций (например, безопасные методы строповки, работа с тяжеловесными и крупногабаритными грузами, требования к грузоподъемным машинам и пр.). Обучение можно проводить как в собственном учебном центре организации, так и в специализированных учебных центрах, имеющих лицензию. Рассказали в статье: Как провести обучение требованиям охраны труда сотрудникам рабочих профессий
Проверка знаний требований охраны труда. После прохождения обучения работники обязаны сдать проверку знаний. Работодатель создает комиссию из не менее 3 специалистов и проводит экзамен (тестирование или устный опрос по билетам). Результаты оформляются протоколом проверки. Пункт 91 Порядка обучения № 2464 требует оформлять такой протокол и допускать к работе только тех, кто успешно подтвердил знание правил безопасности. Узнаете из статьи: Каких работников можно освободить от обучения по охране труда
Стажировка на рабочем месте. Новые или переводимые на погрузо-разгрузочные работы сотрудники должны сперва пройти стажировку под руководством опытного работника либо руководителя. В период стажировки (ее продолжительность работодатель устанавливает сам, обычно от 2 до 14 смен) работник практикуется в безопасном выполнении всех операций под наблюдением. Только после стажировки и при условии удовлетворительных результатов проверки знаний издается приказ о допуске работника к самостоятельной работе.
Лишь пройдя все перечисленные этапы — инструктажи, обучение, проверку знаний и стажировку — работник может быть допущен к самостоятельному выполнению погрузо-разгрузочных работ. Эти требования обязательны: допуск сотрудника без обучения и проверки знаний является грубым нарушением, которое чревато штрафами и судебными разбирательствами в случае травмы или гибели работника.
Обязательные медосмотры работников
Погрузо-разгрузочные работы связаны с повышенными физическими нагрузками и опасностями, поэтому все работники, выполняющие такие работы, подлежат обязательным медицинским осмотрам (ст. 213 Трудового кодекса РФ). Работодатель обязан организовать:
✔ Предварительный медосмотр. Проводится при поступлении сотрудника на работу, до оформления допуска. Это позволяет выявить противопоказания (например, заболевания опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистые и др.), при которых тяжелый труд или управление погрузочной техникой запрещены.
✔ Периодические медосмотры. Проводятся не реже одного раза в 2 года для всех работников, занятых на погрузке и разгрузке грузов. Регулярный медосмотр позволяет контролировать состояние здоровья персонала, своевременно выявлять профессиональные заболевания или проблемы, вызванные нагрузками (например, заболевания позвоночника у грузчиков), и отстранять от работы тех, кому она противопоказана. Конкретный перечень обследований и специалистов определяется приказом Минздрава России от 28.01.2021 г. № 29н (Перечень вредных факторов и работ, при которых требуются обязательные осмотры).
✔ Психиатрическое освидетельствование. Отдельно закон требует направлять на периодическое психиатрическое освидетельствование работников, управляющих транспортными средствами и подъемными механизмами. К этой категории относятся, в частности, водители погрузчиков, крановщики, трактористы — все, кто управляет самоходной техникой либо грузоподъемными машинами. Согласно части 8 статьи 213 ТК РФ и приложению № 2 к приказу Минздрава РФ от 20.05.2022 № 342н, такие сотрудники должны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в 5 лет. Это необходимо для проверки пригодности работника к выполнению опасных работ по состоянию психического здоровья (исключения алкоголизма, эпилепсии, серьезных расстройств, которые могут привести к неадекватным действиям при управлении техникой).
Важно! Не допускайте сотрудников к погрузо-разгрузочным работам без пройденного медосмотра или при наличии противопоказаний. В случае выявления контролирующими органами таких фактов работодателя ждут серьезные штрафы, а если работник без медосмотра пострадает — возможна и уголовная ответственность должностных лиц.
Кроме того, водители погрузчиков, как и водители другого транспорта, подлежат предрейсовым и послерейсовым медосмотрам (контроль трезвости, давления и общего состояния перед сменой и после нее) — это требование правил безопасности движения.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) для погрузочных работ
Даже при хорошо организованных местах и обученном персонале нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты. Специальная одежда, обувь и другие СИЗ выдаются работникам бесплатно на основе типовых норм. В таблице ниже — ключевые СИЗ, которые предусмотрены для выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Таблица. СИЗ, которые нужны для выполнения погрузочно-разгрузочных работ
СИЗ
Описание и требования
Сигнальная одежда повышенной видимости
Работники, находящиеся в зоне движения транспорта (грузчики, водители погрузчиков и др.), должны носить светоотражающие жилеты. Это особенно важно в темное время суток или при плохом освещении. Согласно пункту 18 приложения № 2 к Единым типовым нормам, сигнальный жилет положен, например, грузчику — один раз в год. Такая одежда обязательна, если на участке есть риск наезда техники — значит, все рядом находящиеся сотрудники обязаны быть в жилетах.
Защитная каска
Обязательна для всех, кто работает в зоне возможного падения предметов или груза. Например, водитель погрузчика по пункту 790 Единых типовых норм должен быть обеспечен каской и носить ее во время работы. Каска защищает голову от падающих предметов, инструмента или столкновений с выступами. Срок службы каски — до 2 лет, после чего ее меняют.
Прочие СИЗ
В зависимости от условий труда могут понадобиться дополнительные СИЗ. Например, перчатки для защиты рук от порезов и мозолей, спецобувь с усиленным носком (предохраняет стопу, если на ногу уронят груз), страховочные привязи при работе на высоте, противошумные наушники при работе с техникой, виброзащитные перчатки (если есть сильная вибрация), респираторы при запыленности (например, работа с сыпучими цементными или зерновыми грузами) и т.п.
Важно не только выдать СИЗ, но и требовать их использования. Руководитель должен контролировать, чтобы работники действительно надевали каски и жилеты, а не оставляли их «для проверки». Ведь СИЗ эффективны только когда применяются по назначению.
Ограждение и разметка мест проведения работ
Организация безопасной зоны для погрузо-разгрузочных работ — одна из основных мер профилактики несчастных случаев. Рабочее место должно быть четко огорожено и промаркировано. Что это означает на практике?
Во-первых, перед началом работ площадку следует очистить от посторонних предметов, чтобы ничто не мешало перемещению грузов.
Во-вторых, по периметру зоны, где проводится погрузка/разгрузка, устанавливают временные ограждения или натягивают сигнальные ленты.
На въездах и проходах вывешивают предупреждающие знаки безопасности — например: «Внимание, работает погрузчик», «Проход запрещен», «Опасная зона: возможно падение груза» и др. Согласно ГОСТ 12.4.026-2015, используются стандартизированные знаки и сигнальная разметка желтого и черного цветов для обозначения опасных зон. Эти знаки должны быть хорошо видны и понятны для всех.
Особое внимание — местам, где двигается техника. Траектории движения погрузчиков рекомендуется обозначить разметкой на полу или дорожками определенного цвета. Опасные участки (например, край рампы, открытый люк, завальная яма для зерна) должны иметь ограждения и предупреждающие надписи. Пункт 3.9 ГОСТ 12.3.009-76 требует оснащать места проведения погрузочных работ средствами коллективной защиты и знаками. Это могут быть барьеры, стоп-блоки, сигнализация. Если груз перемещается краном, под ним не должно быть людей — при необходимости зона под поднимаемым грузом тоже огораживается лентой. Все эти меры служат одной цели: никакой посторонний или незащищенный человек не должен случайно оказаться в опасной зоне, где его может травмировать груз или техника.
Наконец, важно поддерживать порядок и разметку: ограждения должны стоять, знаки — быть на местах, надписи читаться. Регулярно проверяйте, что после завершения работ ограждения восстанавливаются перед следующим циклом, а работники дисциплинированно соблюдают границы безопасных зон.
Типичные нарушения и их последствия: уроки судебной практики
К сожалению, требования охраны труда при погрузке и разгрузке нередко нарушают на практике. Ниже мы дали реальные примеры из судебной практики, которые демонстрируют, к чему могут привести такие нарушения.
№ 1. Приговор Брянского районного суда Брянской области от 12.02.2024 по делу № 1-45/2024. На мебельном производстве работники нарушили правила складирования: листовые древесные плиты (ЛДСП) хранились вертикально без надежного крепления. Двое рабочих попытались вручную вынуть нужный лист из середины стопки. В результате 12 тяжелых листов обрушились на одного из работников, прижав его к полу. Пострадавший получил смертельные травмы (скончался от травматического шока в тот же день).
Расследование выявило грубейшие нарушения: у предприятия не было инструкций по безопасной разгрузке плит, не проведено обучение и инструктажи с персоналом, работники не были обучены и допущены без стажировки, меры по предотвращению опрокидывания груза не разработаны. Виновным признали генерального директора фирмы — он не организовал систему охраны труда.
Суд приговорил директора по ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее смерть человека) к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно. Ему также назначили обязанности по выплате компенсации семье погибшего. Этот случай показал, что отсутствие элементарных мер (инструкций, обучения, правильного складирования) напрямую приводит к трагедии, а руководитель несет за это уголовную ответственность.
№ 2. Приговор Даниловского районного суда Волгоградской области от 09.03.2023. Дело № 1-5/2023 (№1-70/2022). Индивидуальный предприниматель привлек к разгрузочным работам 17-летнего подростка (неофициально, по «серому» договору). На токе при разгрузке зерна из самосвала произошел несчастный случай: при открытии борта грузовика тяжелая задняя бортовая дверь внезапно ударила несовершеннолетнего работника, и тот упал в зерноприемную яму. В открытой яме не было никаких ограждений или решеток, и секунды спустя юношу засыпало 14 тоннами сыпучего зерна. Очевидцы не успели помочь — парень погиб от асфиксии под зерном.Выяснилось, что яма для зерна не была оборудована ни защитными решетками, ни перилами, как того требуют правила, доступ к ней никак не ограничен. Кроме того, к тяжелому физическому труду был допущен несовершеннолетний без медицинского освидетельствования и официального трудоустройства.
Суд переквалифицировал отношения в трудовые и признал вину предпринимателя. Ему назначили наказание — 2 года лишения свободы условно по ч. 2 ст. 143 УК РФ, а также обязали возместить моральный вред матери погибшего (1 850 000 руб.). Этот трагический случай подчеркивает, что игнорирование требований по ограждению опасных зон и использование неквалифицированного, да еще и несовершеннолетнего труда недопустимо. За отсутствие элементарных заградительных устройств работодатель ответил и свободой, и рублем.
№ 3. Приговор Преображенского районного суда г. Москвы от 29.03.2023 по делу № 1-212/23. На одном из предприятий Москвы (производство мебели) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ произошла гибель рабочего: разрушилась тележка для перевозки тяжестей, и тяжелый груз упал на сотрудника.
Как оказалось, грузовая тележка использовалась без паспорта и техосмотра — никто не знал ее грузоподъемности и состояния. Руководство также допускало рабочих к погрузкам без прохождения медосмотров, обучения и стажировки. Произошло типичное сочетание нарушений: неисправное оборудование + не обученный персонал. Итог — человек погиб из-за халатности.
Генеральный директор предприятия был привлечен к уголовной ответственности. Суд установил множество нарушений и, учитывая их совокупность, назначил наказание в виде 1 года лишения свободы условно (ч. 2 ст. 143 УК РФ). Фирме также пришлось выплатить семье погибшего компенсацию. Данный пример показывает, что игнорирование технической безопасности оборудования и требований к допуску работников приводит к трагедии, а ответственное лицо (директор) получает судимость.
Как видно из приведенных примеров, типичные нарушения при погрузке и разгрузке грузов включают:
отсутствие необходимых инструкций и процедур,
нарушение правил складирования и ограждения,
допуск к работе необученных,
непроинструктированных или не прошедших медосмотр сотрудников,
использование неисправного или несертифицированного оборудования.
Все это влечет тяжкие последствия для жизни и здоровья людей, за что виновные несут серьезную ответственность.
Штрафы и ответственность за нарушение требований
➔ Административная ответственность. Такая ответственность для работодателей предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если инспектор выявит, что работники выполняют погрузо-разгрузочные работы без обучения, без проверки знаний или без обязательного медосмотра, то на должностное лицо (например, директора или ответственного специалиста) может быть наложен штраф от 15 000 до 25 000 рублей, а на организацию — от 110 000 до 130 000 рублей за каждого такого работника. Столько же заплатят, если работник не прошел вовремя психиатрическое освидетельствование или предсменный медосмотр. Необеспечение сотрудников СИЗ грозит еще большими штрафами — от 20 000 до 30 000 руб. на должностное лицо и до 150 000 руб. на организацию (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Причем штрафы суммируются по числу выявленных нарушений. Если допущено несколько нарушений сразу (например, нет инструктажа и одновременно отсутствуют каски), штрафы могут складываться. А при повторном нарушении штрафы удваиваются: для должностных лиц — до 40 000 руб., для организации — до 200 000 руб., либо вплоть до приостановки деятельности на 90 суток. Таким образом, экономить на обучении, медосмотрах или СИЗ выходит намного дороже, чем своевременно выполнять требования закона.
➔ Уголовная ответственность. Она наступает, если допущенное нарушение требований охраны труда привело к тяжким последствиям — смерти работника или причинению тяжкого вреда здоровью. В этом случае виновные должностные лица (руководитель организации, начальник участка, иное лицо, ответственное за безопасность) привлекаются по ст. 143 Уголовного кодекса РФ.
Часть 2 статьи 143 УК РФ предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет (а если погибло двое и более людей — до 5 лет). На практике суды нередко назначают условные сроки, как мы видели в приведенных примерах (1—2 года условно), особенно если виновный возместил ущерб семьям и предпринял меры для устранения нарушений. Однако даже условный срок — это судимость, которая имеет серьезные последствия для репутации и будущей карьеры. Кроме того, суд может в дополнение лишить виновного права занимать руководящие должности на определенный период. Таким образом, пренебрежение правилами охраны труда в погрузо-разгрузочных работах может стоить руководителю очень дорого — вплоть до уголовной ответственности.
Таким образом, безопасность превыше всего. Погрузка и разгрузка грузов — это сфера повышенного травматизма, требующая от работодателя пристального внимания. Назначение ответственных, инструктажи и обучение, медосмотры, выдача СИЗ, ограждение опасных зон — все эти меры не формальны, а жизненно необходимы. Цена ошибки здесь — человеческая жизнь, как показали реальные случаи. Поэтому работодателям и специалистам по охране труда важно выстроить систему безопасности на каждом этапе погрузочно-разгрузочных работ и строго соблюдать требования. Это не только убережет людей от несчастных случаев, но и защитит организацию от штрафов и санкций. Помните: безопасность работников — приоритет номер один, и экономить на ней недопустимо. Каждая вложенная в охрану труда рубль и минута окупится сохраненной жизнью и здоровьем ваших сотрудников.
Задайте вопрос эксперту
What’s your Reaction?
9
0
0
0
0
0
0
Получить материалы
Отправим на почту:
Образец приказа о назначении ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ
Образец инструкции по охране труда для погрузочно-разгрузочных работ